Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

Глава 3. Смежные с авторскими права журналиста в СМИ § 1. Сфера действия смежных прав Исторически назревшая необходимость признания и оформления смежных с авторскими прав была обозначена положениями вступив­ шей в силу в 1964 году Римской конвенции по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. В Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует кон­ кретная формулировка понятия «смежные права». Однако такую фор­ мулировку смежных прав дает профессор Судариков С. А. в учебнике «Право интеллектуальной собственности»: «Права смежные автор­ скими - это права исполнителей и правовое положение созданных га творческим трудом исполнений, в том числе, некоторых видов произведений; права производителей фонограмм, вещательных ор­ ганизаций, производителей инвестиционных баз данных и правовое положение созданных ими фонограмм, передач вещания, баз данных; права публикаторов произведений, перешедших в общественное до­ стояние»1. Советское правительство не признавало права исполнителей и производителей фонограмм. Что давало основание не принимать положения Римской конвенции. После развала Советского Союза в 1991 г. в Российской Федерации были ратифицированы положения конвенции, что положило началу охраны смежных прав. В соответствии с нормами и положениями российского законо­ дательства сфера действия смежных с авторскими прав определяется принципами территориальности смежных прав и национального ре­ жима в отношении субъектов этих прав. Принцип территориальности смежных прав означает, что законо­ дательно установленные правовые акты действует только на террито­ рии страны, и не могут иметь силы за ее пределами. Национальный же режим предоставляет зарубежным субъектам смежных прав такие же права, какие предоставляются национальным субъектам правоотношений. Национальный режим распространяется на зарубежных ис­ полнителей только в том случае, если исполнение: - имеет место на территории страны; - включено в охраняемую фонограмму; 1 Судариков, С. А. Право интеллектуальной собственности: учеб. - М.: ТК Велби, изд-во «Про­ спект», 2008 - С. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz