Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

в подборе грима, мест натурных съемок; непосредственное осущест­ вление съемок; участие в монтаже отснятого материала»1. Зрительская аудитория документального аудиовизуального про­ дукта наблюдает события глазами оператора. Если в своей работе кинооператор упускает детали, то кинокартинка становится не пол­ ной, не понятной, отсутствует правда жизни, поскольку операторская работа является зримым проникновением в реальную обыденную жизнь героя сюжета, если снимается человек и ту среду познаваемого явления, о котором идет киноповествование. Иногда кинооператоров называют беспристрастными посредниками между зрительской ауди­ торией и реальностью. Воплощение поставленной режиссером или редактором сверх­ задачи зависит именно от кинооператора, и от сложившихся в твор­ ческом коллективе взаимоотношений. Каждая киносъемка подлежит тщательному планированию. Предварительно собираются сведения не только об объектах съемки, но и об особенностях местности или помещений, где должны пройти события, возможных точках съемки. Выезжая на съемку, кинооператор уже в мыслях видит обобщенный экранный киноматериал. Киносъемка и монтаж видеоряда подчи­ няются определенным общепринятым закономерностям. Но у киноо­ ператора всегда остается простор для профессиональной творческой наблюдательности или изобретательности. Участие же режиссера в создании конкретного визуального кадра заключается в возможных рекомендациях построения сюжета, что не дает оснований режиссеру признаваться соавтором кинокартинки. Появление синхронных кинокамер, позволило кинооператору записывать «синхрон», фиксировать звуковой ряд и естественные шумы непосредственно в процессе киносъемки. Запись звука требу­ ет специальных умений и навыков не только от звукооператора, но и кинооператора, поскольку трудно избежать записи естественного шума кинокамеры. Для уменьшения шума в кадре используются уз­ конаправленные микрофоны и длиннофокусные объективы, и другие профессиональные приемы. Безусловно, работа кинооператора является творческой, и его интел­ лектуальные права на результаты своей деятельности подлежат правовой охране. Кинокадр, как произведение, полученное способом аналогич­ ным фотографии, является самостоятельным объектом интеллектуаль­ ной собственности со всеми вытекающими правовыми последствиями. Эго значит, что производные от аудиовизуального кадра произведения, 1 Авторское право в шоу-бизнесе Нормативные акты и комментарии / Автор-составитель И. А. Силонов - М.: Агентство «Издательский сервис», «Норма», 2001. - С. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz