Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

2.3. Интеллектуальные права кинорежиссера В кинохронике или документальном кинопроизводстве доволь­ но часто функции кинооператора и режиссера объединяются. Одного специалиста в двух ипостасях, как правило, называют режиссером- оператором хроникально-документального кино. Режиссер, читая сценарий или сценарный план, видит целиком всю идею кинофильма, разрабатывает приемы, продумывает методы достижения цели в соз­ дании кинопроизведения. Кинооператор представляет «картинку», которая позволяет раскрыть идею, разнообразить содержание, делает фильм образным и воспринимаемым зрителем. Однако истинным ор­ ганизатором творческого процесса всей киногруппы всегда признает­ ся режиссер. Режиссер, как носитель творческой профессии, обладает смеж­ ными с авторскими правами. К сожалению, данные правомочия за­ конодательно не конкретизированы. В статье 1313 ГК РФ к катего­ рии исполнителей определен режиссер-постановщик спектакля во всем его многообразии. Но при установлении интеллектуальных прав на результаты творческого труда хроникально-документального кинофильма по аналогии к исполнителям следует относить именно режиссера аудиовизуального произведения. Хотя подобная аналогия остается за скобками, поскольку интеллектуальные права на доку­ ментальный кинофильм принадлежат работодателю и/или продюсеру и законодательно признаются служебными. За режиссером сохраня­ ется неимущественное право на имя, которое указывается в титрах документального кинофильма 2.4. Интеллектуальные права кинооператора Кинооператор хроникально-документального кино - одна из при­ вилегированных профессий кинодокументалистики. Довольно часто кинооператор кинохроники или документального кино совмещает профессию режиссера документального кино. Поскольку он, исходя из сценария, имеет представление в целом, как должен выглядеть сю­ жет и зримо видит картинку, которую снимает. Более полную характеристику творческого процесса оператора отмечает в книге «Авторское право в шоу-бизнесе» Силонов И. А., он пишет: «Творческое участие оператора-постановщика в создании конкретного кадра вытекает из его функциональных обязанностей: участие в разработке режиссерского сценария - решение изобра­ зительной части видеоклипа; определение количества и типа осве­ тительной аппаратуры; участие в просмотрах проб, в репетициях,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz