Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

интеллектуальных прав на аудиовизуальное произведение. При про­ изводстве хроникально-документального кинофильма кинопродю­ сера называют официальным представителем юридического лица. Продюсер является организатором финансирования либо получате­ лем целевого государственного гранта. Владея средствами, он осу­ ществляет идейно-художественный и организационно-финансовый контроль при создании фильма. Роль продюсера иногда выполня­ ет и директор хроникально-документального фильма. В качестве продюсера хроникально-документального кино могут выступать ре­ жиссёры, или сценаристы, поскольку на плечи продюсера ложится обеспечение финансовой стороны творческого процесса создания до­ кументального кино. В творческом коллективе продюсер занимает руководящую долж­ ность. Бывает, в титрах указываются нескольких продюсеров. Это не значит, что все они обязательно должны руководить творческим коллективом или рабочей киногруппой. Продюсер, являясь обладателем исключительных авторских и смежными с авторскими правами на созданное творческим коллек­ тивом произведение, автоматически в силу закона становится коммер­ ческим распорядителем хроникально-документального кинофильма с указанием своего имени, поскольку ст. 1240 ГК РФ прямо указа­ но: «При использовании результата интеллектуальной деятельно­ сти в составе сложного объекта лицо, организовавшее создание этого объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания»1. Однако законодательно предусмотре­ но, что участвовавшие в производстве фильма носители творческих профессий сохраняют исключительное право. В статье 1240 ГК РФ законодательно указано: «Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существо­ вавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-по- становщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключи­ тельное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным осно­ ваниям, предусмотренным законом»2. 1 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЭ (ред. от 23.07.2013) {КонсультантПлюс}. 2 «Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz