Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

Фотоискусство как самостоятельный вид художественной твор­ ческой деятельности журналиста условно подразделяется на опреде­ ленные жанры, такие как информационно-публицистические, эпи­ ческие и лирико-драматические, художественно-публицистические и др. Независимо от жанров фотоиллюстраций исключительные права автора подлежат правовому локальному урегулированию, что должно быть отражено в трудовом или гражданско-правовом догово­ ре редакции издания и фотожурналиста. 1.2. Объем интеллектуальных прав в жанре фотоинформации В основе фотоинформации лежит визуальное сообщение в виде единичной фотоиллюстрации, которая демонстрирует где, когда, с кем и с какими последствиями произошло событие. Это наиболее оперативная форма иллюстративного отображения действительно­ сти. Изобразительная часть фотоинформации ограничена во времени и пространстве и констатирует только факты, отражая в довольно сжа­ той форме единичные, существенные стороны сообщаемой новости. В практической деятельности журналиста принято считать, что фотоинформационные иллюстрации играют подчиненную роль и до­ полняют текстовую информацию. Но с данной практикой нельзя пол­ ностью согласиться, поскольку в фотожурналистике выделяют три разновидности фотоинформации: простой без текстовых коммента­ риев, простой с комментариями в виде коротких подписей и развер­ нутой. В том случае, если объем текстовой информации, не превыша­ ет рамок сообщения об одном факте, сопоставимых с хроникой или относится к развернутому комментарию, фотоинформация может играть подчиненную роль. Но оставшиеся две разновидности фото­ информации являются самостоятельными информационными объек­ тами деятельности фотожурналиста. В отличие от фотоинформации наиболее полно отражает профес­ сиональное мастерство фотожурналиста фоторепортаж. 1.3. Объем интеллектуальных прав в жанре фотокорреспонденции К жанру фотопублицистики также относится и фотокорреспон­ денция. Опубликованная на страницах периодического печатного издания фотокорреспонденция посредством фотоизображения пред­ лагает читателю визуальное осмысление зафиксированных проишед- ших явлений событий фактов, без отражения их развития. В книге «Редакторская подготовка фотоизданий» Елена Мжельская раскрыва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz