Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

объектом интеллектуальной собственности, поскольку рассматри­ валось как не подлежащее охране техническое средство фиксации действительности. И сегодня законодательства некоторых стран рас­ сматривают фотографическое произведение, как объект смежных прав с ограниченным режимом охраны, вне зависимости от продол­ жительности жизни автора. Так ст. 7 (4) Бернской конвенции и ст. 12 Соглашения ТРИПС установлен срок охраны фотоизображений не короче 25 лет со времени создания такого произведения. Однако в ста­ тье 1259 ГК РФ российский законодатель признал фотографические произведения и произведения объектами интеллектуальной собствен­ ности, в том числе, и полученные способами аналогичными фотогра­ фии, при которых могут получаться какие угодно фотоизображения. Исключительное право фотожурналиста на фотографическое произведение действует с момента выпуска в свет фотоизображения путем воспроизведения в периодическом печатном издании в соот­ ветствии с действующими правовыми нормами. При первом обнаро­ довании в виде публикации фотоснимка в периодическом печатном издании под публикацией должно указываться имя автора, а место и время выпуска согласно закону «О СМИ» отражены в выходных дан­ ных этого издания. В издании отражается весь комплекс мер защиты прав автора, т. к. указываются необходимые данные для подтвержде­ ния приоритета исключительных прав фотожурналиста на публикуе­ мый объект интеллектуальной собственности в случае спора автора при неправомерном заимствовании фотоизображения. С развитием электронно-цифровой индустрии на страницах пе­ чатных изданий все чаще стали появляться иллюстрированные за­ метки, очерки, статьи, корреспонденции, репортажи, под которыми указано: «Фото автора». Многие редакции из экономии средств на оплату вознаграждения творческому составу сотрудников обязыва­ ют пишущих журналистов производить и фотосъемку. Следует заме­ тить, что подобный прием не всегда оправдан, поскольку не всякий пишущий автор способен представить визуальный образ и профес­ сионально «подхватить необходимый момент». Как и не всякий фо­ тожурналист способен при фотографировании надлежащим образом качественно подготовить текст. Иногда подобное соединение дея­ тельности журналистов приводит к потере творческого начала, к вы­ пуску «заштампованного» номера печатного издания. Кроме этого, подобное совмещение двух самостоятельных творческих профессий придает профессиональной деятельности журналиста некую право­ вую особенность. Она заключается в том, что одновременно публи­ куются принадлежащие одному автору два самостоятельных объекта интеллектуальной собственности. Вопросы правоприменения воз­ ки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz