Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.

Воспроизведение в периодических печатных изданиях, выпу­ щенных в свет произведений искусства, искусствоведами признаются способом обнародования информации об этих произведениях. Фотоиллюстрации произведений изобразительного искусства и скульптуры могут бьггь опубликованы в средствах массовой инфор­ мации лишь с согласия автора, его законного представителя или пра­ вообладателя с указанием имени автора, правообладателя и фотожур­ налиста, который осуществил фотосъемку произведения для целей публикации в СМИ. Автор произведения искусства сохраняет право на имя и в процессе отчуждения объекта интеллектуальной собствен­ ности, и при переходе этого произведения в общественное достояние. Правообладатель произведения искусства при правомерном оформ­ лении передачи объекта интеллектуальной собственности приобре­ тает исключительные права, а фотожурналисту принадлежат права на правомерно изготовленную им фоторепродукцию. Таким образом, правомерно опубликованное в периодическом издании произведение искусства кроме его наименования должно содержать, как минимум, три подписи: автора произведения, правообладателя, т. е. фактического обладателя исключительными правами на это произведение, и фото­ журналиста, который изготовил фоторепродукцию этого произведения. § 6. Объем интеллектуальных прав на произведениях декоративно-прикладных жанров Деление жанров фотожурналистики на декоративно-прикладные и иные виды практической творческой деятельности также произво­ дится условно. Довольно часто в периодических изданиях фотография является лишь иллюстрацией текста или красочным оформлением пе­ чатных полос и не используется как самодостаточный эстетический объект. Расположение фотографии на полосе издания как яркого пят­ на, призванного привлечь внимание читателя, отвечает признакам де­ коративности верстки. Тогда как фотография способна нести иные, более глубокие эмоционально-художественные нагрузки. Фотоиллюстрации периодического издания призваны запечатле­ вать людей в реальных событиях, что является особенностью, благода­ ря которой фотографии и используются при верстке. Фотожурналисту необходимо знать, что пейзажные фотографии, а также комические или лирико-драматические этюды, могут выполнять не только изо­ бразительные функции, но и нести рационально-выразительные и эмоциональные нагрузки психологического восприятия. К категории декоративно-прикладных жанров фотоиллюстраций также относятся этюды, зарисовки, репортажные снимки комическо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz