Кадашников, М. И. Мнимые и действительные интеллектуальные права журналиста : первичные аспекты введения в философию права интеллектуальной собственности / М. И. Кадашников. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2016. - 239 с. : ил.
Воспроизведение в периодических печатных изданиях, выпу щенных в свет произведений искусства, искусствоведами признаются способом обнародования информации об этих произведениях. Фотоиллюстрации произведений изобразительного искусства и скульптуры могут бьггь опубликованы в средствах массовой инфор мации лишь с согласия автора, его законного представителя или пра вообладателя с указанием имени автора, правообладателя и фотожур налиста, который осуществил фотосъемку произведения для целей публикации в СМИ. Автор произведения искусства сохраняет право на имя и в процессе отчуждения объекта интеллектуальной собствен ности, и при переходе этого произведения в общественное достояние. Правообладатель произведения искусства при правомерном оформ лении передачи объекта интеллектуальной собственности приобре тает исключительные права, а фотожурналисту принадлежат права на правомерно изготовленную им фоторепродукцию. Таким образом, правомерно опубликованное в периодическом издании произведение искусства кроме его наименования должно содержать, как минимум, три подписи: автора произведения, правообладателя, т. е. фактического обладателя исключительными правами на это произведение, и фото журналиста, который изготовил фоторепродукцию этого произведения. § 6. Объем интеллектуальных прав на произведениях декоративно-прикладных жанров Деление жанров фотожурналистики на декоративно-прикладные и иные виды практической творческой деятельности также произво дится условно. Довольно часто в периодических изданиях фотография является лишь иллюстрацией текста или красочным оформлением пе чатных полос и не используется как самодостаточный эстетический объект. Расположение фотографии на полосе издания как яркого пят на, призванного привлечь внимание читателя, отвечает признакам де коративности верстки. Тогда как фотография способна нести иные, более глубокие эмоционально-художественные нагрузки. Фотоиллюстрации периодического издания призваны запечатле вать людей в реальных событиях, что является особенностью, благода ря которой фотографии и используются при верстке. Фотожурналисту необходимо знать, что пейзажные фотографии, а также комические или лирико-драматические этюды, могут выполнять не только изо бразительные функции, но и нести рационально-выразительные и эмоциональные нагрузки психологического восприятия. К категории декоративно-прикладных жанров фотоиллюстраций также относятся этюды, зарисовки, репортажные снимки комическо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz