Иванова, Л. Двадцатый век. Традиции и новаторство (к постановке вопроса) / Л.Л. Иванова // V Масловские чтения, [Мурманск, 14-16 декабря 2006 г.] : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 133-137.

II.Л. Иванова ДВАДЦАТЫЙ ВЕК. ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО (К постановке вопроса) Традиция и авангард по сути существовали всегда. Очевидна диалектика старого и нового. Так стоит ли ломиться в открытые двери? Прошлое без на­ стоящего не имеет смысла. Но в разговоре о классике и современности важно правильно расставить акценты, соблюсти пропорциональность, не допустить перекоса: безмерно восхвалять «век минувший», унижая этим самым «век ны­ нешний». Попробуем разобраться в том, насколько современность нуждается в классическом наследии? Как его переосмысливает? От чего открещивается? Какое содержание принято вкладывать в понятие «современная литера­ тура»? Придерживаясь традиционной точки зрения, скажу, что бурное начало современности положено XX съездом КПСС, повлекшим существенные из­ менениями в морально-этическом климате общества. В искусстве знаковым явлением стало появление в конце 50-х гг. театра «Современник». В эти годы формируется и набирает силу целое поколение «шестидесятников». Рождается и стремительно набирает силу современная поэзия (Рождест­ венский, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина и др.), появляются весомые имена в драматургии. Прежде всего, Розов, Арбузов, Радзинский, Володин... За «шестидесятниками» следует не менее ориентированная на современность волна уже достаточно трезвых и даже в чем-то разочарованных «семидесятни­ ков». Появятся ноты усталости у Окуджавы, Бодрость изменит героям пьес Вампилова. Сорвет «нерв» голос Высоцкого. Примеры хорошо известны. Их можно множить. Но вернемся к истоку. В конце 50-х - начале 60-х гг. в отечественной литературе наметились современные темы: • Бунт молодого идеалиста против засилья «мещанства». В борьбе с «ве­ щизмом» и «карьеризмом» происходило нравственное становление мо­ лодого героя современности (показательны пьесы Розова «В поисках ра­ дости», «В добрый час!» и др.). • Идеологическое единство поколений: революционное (деды) - военное (отцы) - современное, послесъездовское (внуки и дети). Внутри поколе­ ния могли быть существенные нравственные разногласия (подлость - благородство, например), но деды-родители - сыновья, как правило, на­ ходились в единой исторической спайке. • В литературе намечается интенсивный поиск духовности. Это понятие в данный период напрямую соотносится с понятием героического. Уве­ ренно заявляет о себе тема Великой Отечественной войны (показательна пьеса В. Розова живые» - сюжетная основа фильма «Вечно живые»). 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz