Иванова, Л. Катарсис пустоты : (роман В. Пелевина "Чапаев и Пустота") / Л. Иванова // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза Рос. писателей ; [гл. ред. Б.Н. Блинов]. – Мурманск, 2001. – № 7. – С. 321-338 : фот.

Людмила ИВАНОВА к а к о й - т о искажённый, нецивилизованный характер. Так было со всеми нами в период советского застоя. Ч т о - т о и г д е - т о начитавшись, насмотревшись и наслушавшись, мы до сих пор рискуем, что называется, свихнуться, не переварив полученные сведения должным образом. Самые тяжёлые испытания всегда выпадали на долю тех, кого уклончиво привыкли называть творческой интеллигенцией. Разного толка МНСы находились в заблуждении даже отно­ сительно отечественной истории. Пётр Пустота как раз и является жертвой подобных заблуждений. Он, как и всё его поколение, исторически дезориентирован. Выученная (да и то весьма наспех) по школьным учебникам история перепуталась в голове. Самым нелепым образом переплелись в сознании факты и герои войн и революций . Пётр Пустота в своих фантастических снах блуждает во времени и пространстве, потеряв всякие реальные представления о своём «я». Кто он? В какой стране прошла его молодость? Что он знает наверняка? Что ему только снится? Герой запутался. И это немудрено. Герои русской литера туры всегда тер я ли с ь в самоопределении , испытывали проблемы с самоидентификацией . Их принято называть «лишними». В силу склада своего ума, склонности к рефлексии они, как правило, рано или поздно становятся неадекватными действительности. Их принимают за людей «не в себе», да и сами они сомневаются в душевном здоровье, испытывая явный дискомфорт в общении с «нормальными», здравомыслящими членами социума. Вот и Пётр Пустота с детства ни с кем не может «мыслить в резонанс», ему «трудно разобраться в вихре гамм и красок внутренней противоречивой жизни». Тимур Тимурович видит причину психического недуга в том, что молодой человек принадлежит к тому поколению, ко т оро е «было з а п р о г р амм и р о в а н о в одной социально — культурной парадигме, а оказалось совершенно в другой». Это, безусловно, многое объясняет. Но Пустота не равен всему своему поколению. Он, скорее всего, исключение из него. Поэт, он привык мыслить и излагать свои мысли метафорически, доверяя при этом прежде всего своей интуиции. Он талантлив. От таланта не излечиваются. С талантом продолжают жить, пытаясь найти ему —таланту —должное выражение (иногда, идя на поводу у властей, применение). 326

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz