Иванова, Л. Катарсис пустоты : (роман В. Пелевина "Чапаев и Пустота") / Л. Иванова // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза Рос. писателей ; [гл. ред. Б.Н. Блинов]. – Мурманск, 2001. – № 7. – С. 321-338 : фот.
Катарсис пустоты ц и т и р о в а н и я из н е го в «Ч а п а е в е » . Т а к в одном из принципиальных разговоров Петьки с Василием Ивановичем упомянута строчка (правда, без кавычек) из Мандельштама. Она о том, что смерть приходит к тому, кто считает себя «настоящим» (то есть, р а с сужд а я в ло гике пелевинского ром ан а , до конц а оф о рм и вш и м с я ) . У М ан д е л ьш т ам а в цитируемом стихотворении замечательо говорится о том, что лучше всего на с ве те « забыть» «свое н е н уж н о е «я» и, «несозданный мир лелея», лишь «блуждать» в «игрушечной чаще», где «мгновенный ритм — только случай, неожиданный Аквилон». «Он подымет облако пыли, зашуршит бумажной листвой, и совсем не вернётся или он вернётся совсем другой». Эти строчки справедливо могут послужить эпиграфом ко всем б л уж д а н и я м во сн е и н а я в у с о в р е м е н н о г о п о э т а (с декадентской родословной). Не зря до него с некоторым трудом, но всё —таки доходят речи Чапаева о том, что «всё на свете — только водоворот мыслей, и мир вокруг нас делается р е а л ь ны м т о л ь к о по тому , что ты с т а н о в иш ь с я этим водоворотом сам. Только потому, что ты знаешь». Герои Пелевина лелеют желание не возвращаться туда, о чём они уже имеют представление. Или вернуться другими. К аким и ? П р о с в е т л ён ны м и . З ам е т им , что п р о с в е т л е н и е п р и н ципи а л ьн о о тли ч а е т с я от П р о с в ещ е н и я . Последнее ориентируется на энциклопедичность знаний. Просветление же предполагает постичь «ничто» как «сущностную пустоту всех вещей —беспредельную, открытую, ясную и лучезарную». Именно в ней, согласно учению Будды, «прошлое, настоящее и будущее соединяются в момент Просветления» (учитель Дзен). Позиции прямо противоположные. На их полярности, п о х ож е , и з и ж д е т с я н ы н еш н и й к о н ф л и к т п о к о л е н и й . Традиционно настроенные «реалисты» обращены к поискам смысла конечной жизни, они озабочены судьбой временной ф о рмы , в с я ч е с к и о п и с ы в аю т и п о д д е р ж и в аю т её. Устремлённые к свету неоромантики уповают на Нирвану, неи зр е ч ённ о е блаженство , д ару емо е человеку Абсолютом Любви. Как вновь не процитировать Осипа Мандельштама: 333
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz