Иванова, Л. Катарсис пустоты : (роман В. Пелевина "Чапаев и Пустота") / Л. Иванова // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза Рос. писателей ; [гл. ред. Б.Н. Блинов]. – Мурманск, 2001. – № 7. – С. 321-338 : фот.
Катарсис пустоты Пусть «никто», но некоторые проповедующие им истины заслуживают вполне конкретного применения не просто в философской, но даже житейской практике. Чапаев так или иначе учит отношению к жизни . А для этого необходимо выяснить, что представляет собой твоё «я». Пётр Пустота склонен к эгоцентризму. Оно и понятно — Поэт! Его беспокоит самовыражение, оценка окружающих. Чапаев осторожно подводит юношу к мысли о том, что главное — уметь во всех ситуациях, какими бы критическими они не ка зались , со х р ан я т ь полное сп о к ой с тв и е . Б е з р а з л и ч ны й человек вне опасности, на него не обращено внимание ни друзей, ни врагов. Важно т акж е заботиться о сохранении собственной формы, не дорожить привычными чертами и очертаниями. Вспомним, что главной м е т афорой романа «Чапаев и Пустота» становится м ет афор а воска. Оппонент Чапаева, интеллигент —реформатор Котовский, азартно рассуждает о том, что ф ормы , к о т о ры е п р и н им а е т р а з о г р е ты й воск, изменчивы и, увы, непостоянны в своём кажущемся совер шенстве. Никто не уйдёт дальше «воска» — своей первичной природы , к а к бы ни пы т а л с я её ф о р м а л ь н о улучшить , приукрасить. «Воск — всё, форма — ничто». Таковы выводы интеллектуальных усилий Котовского. Чапаев идёт в своей философии дальше. Он полагает, что и воска нет. Это трудно рационально осмыслить. Особенно человеку, воспитанному в материалистической традиции. Вот и Петька тоже не сразу всё понимает, его раздражают и почти унижают на первый взгляд кажущиеся схоластическими споры с Учителем. Но во время р а з го вор а «посреди горящего дома», окружённо го рассвирепевшими красными ткачами, до Петра вдруг доходит, что свобода — это «освобождение от всего, что строит ум», и называется она «не знаю»! Откровения Чапаева: о свободе от к ак о го -либо конкретного знания, о реке Абсолютной Любви, в которой растворяется твоё эгоистическое «я» и ты начинаешь принадлежать миру, — носят яр к о вы р аж енный буддистский характер . Об этом догадывается сегодня любой более или менее «продвинутый» старшеклассник. (Волна увлечения восточными религиями прошла по стране именно в перестроечный период. Молодые 331
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz