Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).
драматургией, знала наверняка. Театр всегда был и остается глав ным увлечением, непреодолимой умственной тягой: через драма тургический конфликт понять себя и людей, познать век и сию минутность. Одна из коллег на заседании кафедры бросила как бы между прочим: «Вчера в нашем театре смотрела „Провинциальные анекдоты". Автор какой-то молодой. Вампилов. Очень интересно. Смешно. Похоже на Гоголя. Займитесь!» Я спустилась в библиотеку. Взяла маленький однотомник вам- пиловских пьес — тот, первый, в черной суперобложке. За один ве чер осилила и «Старшего сына», и «Прощание в июне», и «Утиную охоту» . С некоторым напряжением (почти раздражением) прочла «Прошлым летом в Чулимске»: не понравилась мне тогда «правиль ная», романтичная Валентина! Заглянула в комментарии, вступи тельную статью. И как-то не слишком мудрено показалось мне тогда осилить кандидатскую по «этому молодому автору». Официально оформила тему. И — началось! Вампилов «крутил и кружил» меня вокруг своих тем, мотивов и образов по меньшей мере лет пять, а по крупному счету — не остав ляет в исследовательском покое и по сей день. Были исписаны че моданы черновиков! Доклады на первых научных конференциях в Герценовском институте в Ленинграде вызывали у слушателей агрессивное недоумение. Дело в том, что я пыталась говорить о «провинции» в «театре Вампилова» — не только географической, но и духовной. Раздражение вызывало то, что с «глубинкой» связа но не столько положительное начало, сколько сугубо негативное, губящее душу человека: скука, лень, инертность поведения, стере отипы восприятия. «Как Вы можете оскорблять провинцию? Из нее вышли лучшие люди России! Да и Ваш родной Мурманск тоже ведь не столица?!», — учила меня «жить» одна темпераментная преподавательница с Урала. Под вопросом у специалистов было и само понятие «театр Вампилова» как целостное эстетическое явление. «Театр Чехова», безусловно, существует, а вот имеет ли право молодой иркутянин Вампилов сравниться с классиком, это еще нужно было доказать. Кандидатская диссертация, не скрою, потребовала от меня немало усилий. И не только интеллектуальных. Я чувствовала, что Вампи лов в сюжетах своих пьес шел не от пустого фантазирования, а от са мойжизни. Его произведения сильны правдой существования, вни манием к человеческим судьбам, любовью к своим современникам, какой-то личной затаенной болью. И потому часто не библиотека помогала мне его «раскусить», а наблюдение за «реальностью» — 88 Кафедра «золотого века»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz