Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).

художественного обобщения в отечественной реалистической про­ зе 1970-1990-х годов». Вторая — «Проза 1990-х годов о Великой Отечественной войне» — появилась в юбилейном мае 2005 г. Речь в нейидет о творчестве писателей-фронтовиков: Астафьева, Бакла­ нова, Быкова, Владимова. Подбор авторов показателен. При всей тяге к объективности суждений о литературе Смирнов работал над теми авторами, ко­ торые оказывались ему душевно близкими, в чем-то сокровенно родственными. Любимейшим писателем в 70-е годы был для него Юрий Бондарев. Студенты «Берег», помнится, только что наизусть не выучивали: преподаватель без устали разбирал каждый символ, каждую удачную метафору книги. Не раз пародировали мы увле­ ченного «береголюба» в «капустниках». Он только головой крутил и тотчас за сигарету хватался. Постепенно тема войны стала главной в исследованиях Альбер­ та Сергеевича. Он выделял в ней не только поэтический, но и мо­ рально-нравственный аспект: как в ужасных условиях фронтового ада остаться добрым, верящим в лучшие качества души человеком? Исследователь ценил умение писателей пойти на риск, высказывая нелицеприятную «горькую», «окопную правду» о войне. Сам Смирнов не воевал. Даже в армии не служил: зрение подве­ ло. Но происходил из семьи военного. Рассказывал, что в детстве и юности «помотался» с родителями по гарнизонам. Гарнизонную жизнь любил. Умел восхищаться особенной «казарменной» эстети­ кой, строем солдат на плацу, строгостью офицерской формы. В нем была военная жилка! Предельная исполнительность, подтянутость, выносливость. На работе, если была служебная необходимость, мог «дневать и ночевать». Экзамены, лекции, дипломники, приемные и выпускные кампании... «Исключительно надежный работник!» — ценило его начальство. Как педагог Альберт Сергеевич был по-своему уникален. Из тех, кто невольно воспитывает студенчество своим личным примером. Судите сами. Его влияние складывалось исподволь, по мелочам. За все долгие годы работы на ИФФ он ни разу не опоздал на лекцию. Прибегал за пять минут! Обязательно перекуривал перед звонком. И, трудно расставаясь с сигаретой, стоя в дверном проеме аудито­ рии, «успокаивал» студентов: «Я здесь. Лекция будет! Все нормаль­ но. Вот докурю... А, нет, звонок уже! Бросаю! Иду-иду!» Приходил на лекцию точно в срок, а уходил с занятий порой значительно позже отведенного расписанием времени. Пытался «докопаться до сути вопроса» с теми, кто проявлял к учебе особый интерес. На перерыве Кафедра «золотого века» 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz