Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).
последнего курса — слушали его лекции по «Теории литературы» и «Современной отечественной прозе». Скажу честно, многое было для нас в ту пору темно и непонятно. Слишком сложной казалась терминология, пугал чисто теоретический склад мышления нового преподавателя. Молодой 35-летнийдоцент на вид казался суровым и неприступным. За годы он, впрочем, мало изменился внешне. Среднего роста, ко ренастый. Особенно выразительна большая, чуть по-мальчишески вихрастая голова. Массивные очки — отчаянно близорук с детства. Движения быстрые, резкие, угловатые. Навсегда запомнилось, как Альберт Сергеевич, читая лекцию, широкими шагами мерял ауди торию: от окна к двери, от двери — к окну. На ходу говорил, вырази тельно жестикулируя руками и не глядя при этом на аудиторию, как будто сам себе доказывает трудную «литературную» теорему. Влюбиться в него как-то не приходило в голову — уж больно се рьезен. Но настоящую хватку мужского интеллекта мы, девчонки, почувствовали и оценили сразу. На занятиях молодой доцент наста ивал на «подробнейшем анализе художественного текста», доско нально исследовал все «детальки» словесного изображения, пора жал начитанностью, осведомленностью в вопросах теории. Терпеть не мог разглагольствований «вокруг да около» текста! Презритель но называл это «верхоглядством», «ни на чем не обоснованными фантазиями», «откровенной, простите, чепухой». Иногда это даже обижало. А как же эмоции, интуиция? И только с годами я по-настоящему поняла его позицию: как ученый-филолог, Смирнов искал объективные критерии оценки литературного твор чества. И видел их в поэтике произведения. Пытался в самом язы ке, художественных аллегориях, образах-символах отыскать ключ к творческой индивидуальности писателя. Одним из первых на кафе дре обратился к методу целостного анализа текста, в единстве фор мы и содержания усматривая высшее писательское мастерство. Конечно, Альберт Сергеевич мог бы всецело посвятить себя на уке, писать докторскую, работать над солидными монография ми. Однако этого не случилось. Вчерашнего столичного аспиранта «затянула» административная деятельность, увлекло чтение лек ционных курсов в студенческой аудитории. Да и семья надолго не отпускала в большое научное плавание. Его научный багаж не так велик, но изданные за годы педагогической деятельности статьи и пособия привлекают внимание серьезных филологов. Самыми зна чительными публикациями являются две книги, изданные в нашем университете. Первая, вышедшая в 1997 году, называется «Формы 82 Кафедра «золотого века»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz