Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).

весной, когда дни становились длинными. В кухне ставился станок, на мотовилах растягивались нитки, заправлялись в станок... И ба­ бушка начинала ткать из льна, из конопли полотно на полотенца, на скатерти, ткала половики на пол. Мне все это очень нравилось. Хозяйка она была изумительная. В доме чисто, уютно. Клавдия Ва­ сильевна хорошо по-деревенски стряпала, умела ухаживать за коро­ вой, овцами (конем ведал дед). Всегда у нее на огороде лучше всех росли овощи. Умела шить. На зиму запасала много ягод. Все говори­ ли, что первая ягода — у Васильевны...». ...Читаю это — и как бы вижу саму Глафиру Николаевну. Пере­ дались ейот ее бабушки старание и умение все выполнять отмен­ но — «на ять!» За что уж бралась — не отступалась! Только на долю Глафиры Николаевны выпал не деревенский труд — городской, учительский. Послужной список Г. Н. Петровой начинается с 1924 года. Именно в этот далекий год приехала она из Ленинграда (где училась в Гер- ценовском педагогическом институте) в Мурманск. Именно здесь нашлось место для опальной по тем временам «дочери священнос­ лужителя». Исходя из ее неблагонадежного социального происхож­ дения, ейне позволили закончить вуз. Молоденькая Граня приехала в необжитые северные края в надежде хоть как-нибудь пригодить­ ся делу народного образования в Советской России. Замечу, что никакого злопыхательства по отношению к «систе­ ме» у Глафиры Николаевны никогда не было. С детства приученная уважать чужое страдание, она прониклась сочувствием к идеям со­ циализма. И верно служила им на протяжении всей своей педаго­ гической деятельности. К репрессивным методам, в том числе и к своему исключению из института, относилась «с пониманием». Пы­ талась отличной работой оправдать доверие общества. Герценов- ский штурмовала настойчиво. Не отступилась! Диплом о высшем филологическом образовании получила лишь после войны. И очень гордилась тем, что училась у знаменитой петербуржской «гвардии» профессоров! Ее рассказы о лекциях, экзаменах, демократических отношениях преподавателей и взрослых студентов-заочников на­ долго запомнились мне. Герценовский стал в моем воображении эталоном преподавания филологических дисциплин (что, бесспор­ но, так и есть). А в далеком 24 году Глафира Николаевна начала работать учи­ тельницей русского языка и литературы в НСШ №3. Потом препо­ давала в 10-ймужской школе. Во время войны с маленькой дочкой на руках оказалась в Онеге, директорствовала в одной из районных 50 Шар предсказаний

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz