Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).

В последние свои дни репетировала роль 95-летней старухи Элен Лумис в любительской постановке по книге Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков». Роль Людмилу Львовну волновала, она подробно мне рассказывала о репетициях, о своем партнере по сцене и его робо­ сти. Не сыграла, не у с п е л а , Порой редко в наши ночные разговоры прорывалось ее сожаление, мол, надо было в театральное посту­ пать. Это мучило ее, отсюда, наверное, интерес к театроведению. Те­ атр ее манил, не отпускал. Хотя сыграв критика в мурманском люби­ тельском спектакле «Граждане» по М. Зощенко, Людмила Львовна жаловалась на публику, роль ей быстро наскучила и отжила. Я всегда ей говорил: «Бог уберег Вас от лицедейства и провинци­ ального театра. Играли бы бригадирш, маляров в советских пиесках, и были бы председателем театрального месткома, врагом режиссе­ ра и директора. И звания Вам не дали бы, а выгнали на пенсию». Лю дми л а Львовна ходила на все премьеры мурманских театров, писала о них не все, что думала, старалась не обижать. Из актеров це­ нила Владимира Равдановича, мол, «свой, пединститутский, а какие озарения бывают на сцене у него», хотя со многим с ним не соглаша­ лась. Ее утомляли бойкие комедии, заполнившие наши мурманские театры. Следила всегда пристально за творчеством и успехами ар ­ тиста Драматического театра Северного флота Алексея Макарова, с гордостью отмечала: «Наш филолог!». Вспоминала блистательное начало режиссера Юрия Сергиенко в студенческом объединении «Крыло попугая». В 2017 году в московском журнале «Страстной бульвар, 10» Сою­ за театральных деятелей РФ был опубликован очерк Людмилы Ива­ новой о примадонне театра Северного флота Маргарите Контори- ной. Я помню наше совместное театральное потрясение. Народная артистка Маргарита Конторина после долгого перерыва и болезни вышла на сцену в спектакле «Каменное гнездо». Многие понимали, что это последний выход на сцену большой актрисы. Наверное, по­ нимала и сама Маргарита Васильевна. Она играла на разрыв, на нерве, со всей мощью своего талан ­ та и мастерства, данного ей ленинградской театральной школой, играла, прощаясь с театром, Мурманском... Зрители неистовство­ вали: устроили овацию, дарили артистке цветы, кричали «браво Конторина!». Мы с Людмилой Львовной вышли из зала и смотрели друг на друга, ничего не говоря, на наших глазах было сотворено театральное чудо, мы стали участниками лицедейства во всей его Эпилог 345

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz