Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).
Сказать в музее, что имеет к этому историческому документу от ношение, ЛЛ постеснялась, таков характер. А могла бы подержать рукопись в руках, о чем потом очень жалела. После посещения Со ловков она сказала: «Лето нагрузило памятью и родом». Я читал ее очерк об этом путешествии, текст эмоциональный, очень точный и местами наивный. Меня поразило, что Людмила Львовна совсем не знает особенностей деревенской жизни, и она призналась, что с детства живет в Мурманске, вся ее жизнь — в одном городе, за ис ключением аспирантского периода в Ленинграде, о котором она по стоянно помнила и по которому скучала. Этот город ее не отпускал, манил, как впрочем, многих из нас. Лю дми л а Львовна всю жизнь занималась творчеством драма турга Александра Вампилова, дожила до его признания классиком, столпом литературы , с гордостью отмечала, мол, есть и ее вклад в его изучение. Хотя в нашей ночной переписке, одной из последних, ЛЛ однажды призналась, что Вампилов сыграл роковую роль в ее жизни: «Он отравил мое дамское сознание навсегда. Жила бы и ни о чем таком не догадывалась. Тяжелый он груз для меня. Вампилов научил меня, что всякая жизнь проиграна». И ведь она ушла в вам- пиловский юбилейный год. Людмила Львовна собиралась в Москву, на осеннюю премьеру «Утиной охоты» в театре Ермоловой, благо дарные ученики достали ей билет. Кроме Вампилова, был в ее жизни Владимир Высоцкий: Людми ла Львовна занималась исследованием и его творчества. Ее зве зд ным часом стала международная научная конференция «Владимир Высоцкий и русская культура 1960—1970-х годов», состоявшаяся в 1998 году в Московском государственном культурном центре-музее В. С. Высоцкого. В зале присутствовали народные артисты Алла Де мидова и Валерий Золотухин. Доклад Людмилы Ивановой «Влади мир Высоцкий и Александр Вампилов. Драма поколения» слушали мэтры, внимали, а потом был долгий разговор, затянувшийся на пять часов, с вдовой Высоцкого Людмилой Абрамовой. Был еще Виктор Пелевин. И это не дань моде. Людмила Львовна его понимала и принимала. Пелевин — единственный автор, книги которого она ждала, но о себе говорила «я не историк литературы, скорее рецензент». Театр был для нее смыслом жизни. Людмила Львовна Иванова — главный театровед Мурманска. Да, она написала сотни рецензий, монографию «Мурманские подм о с т ки » . И сама мечтала о сцене. 344 Эпилог
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz