Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).
Что наша школа может пробудить? Это — из семьи, от родителей, от бабушек-дедушек. Молодцы ребята! Приятно на них смотре ть .» . Эх, каждый остался при своем мнении. Мне хотелось расспросить Ольгу именно о том, насколько в на шей отечественной литературе отражен СЛОН и ГУЛАГ в целом. Но по окончании экскурсии гид наша заметно устала. К ней же с во просами пристали (иначе не могу сказать) двое юношей. Им очень хотелось прояснить динамику ужесточения политического репрес сивного режима на Соловках. Ольга покорно отвечала на вопросы. А я из вежливости спросила только о соловецком театре. Где он располагался? Она ответила: одно время в ризнице, а потом — в т р а пезной. Трапезная, к слову сказать, в монастыре просторная. Кор мят вкусно и дешево. Дух в ней съестной, бодрый. Во времена СЛОН духовной пищей был для заключенных театр. Кормили скудно, но о культурном «досуге» заботились. Воспитывали таким образом. Да. Есть над чем поразмышлять. Даже если концы с концами по рой не сходятся. Тр е ти й день для меня тоже был связан с историей СЛОН. От правляемся на Секирную гору. По пути — в Ботанический сад. Он расположен на территории монашеского скита. Посему женщины обязательно покрывают головы платками и подвязывают импро визированные «юбки». Мужчины, напротив, обнажают головы. Ботанический сад хорош. Вот уж где посещает человека умиро творение! Вековые сосны. Редкие растения. Много цветов, особенно роз. Есть, опять же, деревья-символы: некоторые с трудом справля ются с постигшими их заболеваниями, но мужественно набирают новую листву. В этом году, как никогда, расцвел белый Чубушник Венечный. Говорят, к счастью — для тех, кто застанет его цветение. Бродить бы и бродить по саду. В одной из беседок отдыхает монах, седобородый, солидного возраста. А. М. с монахом поздоровался. Тот чуть удивленно ответил. Подойти бы — п о г о в о р и т ь . Но что- то останавливает. Монашеское облачение — строгое, черное. Чув ствуешь некую грань, отделяющую тебя от этого монашествующего инока. Пока — грань. Душа не готова. А путь на саму Секирную гору труден. Во всех смыслах. Сначала сравнительно долго трясешься по проложенной первыми трудни- ками дороге среди густого, непроходимого леса. Автобус малень кий. Группа — человек пятнадцать. Очень приятный экскурсовод, видимо, опять студентка северного университета. Милая, доброже Уезжать «в никуда» из «откуда» 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz