Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).

и столовский колорит тот же. В самой атмосфере — соединение ще­ дрой душевности с сугубо провинциальной ограниченностью, т о ­ ски — с удальством. Россия. Глубинка. Остров. А меню в кафешке — северное. Треска «по-соловецки» — кусок рыбы без соли и без гарнира. Но вкус опять же — родной. Мурман­ чане ведь «трескоеды». Я, правда, в детстве (в отличие от мамы и бабушки) треску недолюбливала. А тут — за обе щеки! — носталь­ г и я . Но наряду с постной треской в буфете можно заказать кофе «капучино». И «американо». И — с коньяком. 17 августа ознаменовалось и большой экскурсией «Соловецкий лагерь особого назначения». Начали экскурсию камерно. Знающий экскурсовод — Ольга. Человек эдак двенадцать в группе. Все слыш­ но. Все внимательны и серьезны. Но по дороге в «детский барак», где располагается главная экспозиция СЛОН, нам встретилась боль­ шая группа туристов — в основном молодежь. Руководительни­ ца попросила нашу Ольгу о присоединении (шепотом: «Некуда их деть»). Ольга согласилась. И вот нас уже не двенадцать человек, за ­ плативших за качественную информацию по четыреста рублей, а . почти сорок. Причем, ребята-то — «бесплатники». Мы — не скрою — недовольно переглянулись, поджали губы. Однако со своим уста­ вом в чужой туристический монастырь не ходят. «Детский барак» (здесь в 20—30-е годы содержались подрост­ ки-уголовники), конечно, маловат и тесен для такого количества людей. Параллельно с нашей экскурсией в нем шла еще и экскурсия для иностранцев, на французском языке. Посему получилась опять сплошная метафизика и символизм. Со стен смотрят фотографии тех лет; от стены к стене растянуты плакаты, подбадривающие строителей Беломорканала, призывающие заключенных к куль­ турному образу ж и з н и . Русская речь Ольги смешивается с фран­ цузской: приятный картавящий баритон иностранного экскурсо­ вода повествует европейцам об ужасах советского ГУЛАГА. В наших туристических рядах — молодые лица и уже почти стариковские. Молодежь пытается слушать внимательно, не шумит, не вертится, даже в свои гаджеты не уходит. Но чувствуется — устает от обилия информации. Мой согруппник, 84-летний А. М., радуется: «Смотрите, сколько молодых людей! Интересно, что их привело на Соловки? И ведь ин­ тересуются историей! Наверное, в семьях говорят о ГУЛАГЕ». Я вы­ сказываю предположение, что школа каким-то образом теперь спо­ собствует пробуждению интереса к лагерной теме: Солженицын, Шаламов, Прилепин. Он недовольно отмахивается: «Да бросьте Вы! 256 Уезжать «в никуда» из «откуда»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz