Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).

солнечный день стоит несказанная!) — и вдруг взору открывается остров. А на нем — белые постройки, темные (еще не покрытые зо ­ лотом) луковки куполов. Китеж-град! И замирает сердце. Может быть, потому что оно — человеческое — приближается к самому сердцу России? Монастырь имеет свою богатейшую традицию. Основан он был в 1436 году на островах Белого моря подвижническими трудами преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В середине ХѴІ века, во времена игуменства святителя Филиппа (Колычева), превращен в духовный, политический и культурный центр русского Севера. Пе­ режив трагические события Соловецкого восстания (1668 -1676 гг.) и секуляризацию (1764 г.), монастырь вновь достиг своего расцвета к концу ХІХ века. Его ежегодно посещали 22 тысячи паломников. Со­ ловки находились под непосредственным управлением Святейше­ го Синода, что говорит о высоком признании монастыря государ­ ственной властью. СЛОН, безусловно, оставил свое «адово клеймо». Но дух право­ славия на Соловки в последние десятилетия возвращается. Мона­ стырь, повторюсь, восстанавливается. Идут отделочные работы. Монахи совершают обряды, проходят службы. Трудники (молодые люди разных национальностей) ремонтируют постройки, кладут кирпичи, косят траву. Немало настоящих паломников — в основном паломниц: женщины среднего и преклонного возраста, с палочка­ ми, с рюкзачками за плечами, в беленьких платочках. Гостиницы ту ­ ристические тоже не пустуют. В нашем интуристе «Соловки», кроме питерской группы «Русский Север», проживали итальянцы и фран ­ цузы. Приезжают по морю на Соловки индивидуалы: порыбачить, полюбоваться природой, попеть под гитару на закате задушевные песни. Нет, жизнь на острове пока не бурлит, преувеличивать не сто­ ит. Она течет по своим законам: немного сонная, непробужденная, словно что-то в себе таящая — то ли вину, то ли обиду. Н о . у Со­ ловков есть настоящее и будущее. И хочется верить в победу духа русского православия над клеймом исторического позора. У нашей туристической группы на посещение Соловков отводи­ лось два с половиной дня. Их, конечно, недостаточно для того, что ­ бы все осмотреть, везде побывать, вобрать в себя этот остров — что- то в нем, наконец, понять, присвоить соловецкое бытие своей душе. Турист — он и есть турист. Все немножко галопом. А экскурсовод Уезжать «в никуда» из «откуда» 251

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz