Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).

не столько помнить (такая память в нас, скорее, заложена уже ге­ нетически), сколько пытаться понять и разобраться. Если, конечно, можно понять ад на земле, устроенный в благих целях «счастья для всех». Но теперь есть достаточно документальных свидетельств, чтобы разобраться. К поездке на Соловки надо готовиться заранее. Морально. Мож­ но, конечно, предварительно проштудировать лагерную тему в ли ­ тературе. Так я дважды приступала к нашумевшему роману Захара Прилепина «Обитель», перечитывала воспоминания Дмитрия Лиха­ чева (о том, как он в ноябре 1929 года пережидал ночь «собственно­ го расстрела» в дровнице, а потом — на рассвете — принял решение жить за двоих: за себя и за того человека, которого расстреляли — для полного счета — вместо него). Нельзя не вспомнить и «Архи­ пелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. Труднейшая для литературы тема. Многие справедливо считают, что она находится за пределами ис­ кусства. Не могу не разделить эту точку зрения. Да и что говорить? От правды истории не уйти, не спрятаться. Было! На Соловках невольно думаешь и о подвиге Чехова, предприняв­ шего в 1890-м году поездку на каторжный остров Сахалин. Чехов пошел на этот поступок сознательно. Так велела ему его совесть — врача и писателя. Он составил полный отчет об увиденном. И, мо­ жет быть, это было главное моральное достижение его слишком короткой жизни. У нас, признаться, не так часто вспоминают А. П. Чехова как автора книги «Остров Сахалин». Все больше — как ав­ тора коротких юмористических рассказов. Ну и конечно, пьес. Его знаменитые комедии, кстати, игрались и в соловецком театре. Мог ли он думать об этом в начале ХХ века? Узник СЛОН, режиссер Лесь Кубас смотрит с фотографий восторженно! Совсем мальчик. Талант­ лив. Да, тоже расстрелян. В итоге. Я не могла не начать воспоминания о летней поездке на Соловки именно с этих мрачноватых тезисов и размышлений. Для меня исто­ рия СЛОН стала главным мотивом путешествия. Но можно нарисо­ вать и другую картину, менее мрачную. И не все путешественники приезжают на Соловки за фактами и впечатлениями из отечествен­ ной истории. Большинство россиян наслышано о возрождении Со­ ловецкого монастыря. Там снова идут службы, набирает духовную силу монастырская братия. Монастырь действительно возрождает­ ся. Буквально на наших глазах. Как птица феникс — из руин и пепла. Плывешь на пароходике «Сапфир» по Белому морю (красота в ясный 250 Уезжать «в никуда» из «откуда»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz