Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).

Памятник драматургу в Иркутске особенный. На все вкусы не угодил. Кто-то «снобистски» его критикует, кто-то готов видеть в нем немалые художественные достоинства. Присоединюсь к по­ следним. Скульптору М. Переяславцу удалось создать оригиналь­ ный художественный образ. Он заключает в себе не только персону самого Вампилова, но вызывает ассоциации с его излюбленными героями (или антигероями современной литературы?). Вампилов предстает перед прохожими в изрядно помятом, но при этом когда-то, видимо, торжественном костюме. Он неуверен­ но делает шаг вперед, но при этом чувствуется, что, куда идти, он по-настоящему и не знает. Памятник — своеобразная иллюстрация к одному из главных библейских вопросов: «Камо грядеши?» И от ответа на этот вопрос, от направления движения, от вектора Пути зависит слишком многое и в судьбе человека, и в атмосфере време­ ни. Согласитесь! Иркутский Вампилов чуть растерян. И оттого — трогательно и почти трагически незащищен. Он еще очень молод, но уже истомлен, почти разуверен. Надо было неплохо разбираться в вампиловском творчестве, чтобы создать именно такой памятник. У гранитного подножия — щегольской остроносый полуботи­ нок — скопированная подпись драматурга. Росчерк пера! — как свидетельство увековеченного авторства. А рядом — прекрасное здание старинного театра им. Охлопкова. На афишах — название вампиловских пьес. Но о юбилейных днях опять же — молчок. Как быть? Казалось, сам дух героя моей кандидатской диссертации помогал мне в поисках. Из Интернета узнала адрес Центра Вампилова: ули­ ца Богдана Хмельницкого, 3Б. Где искать? Растерянно оглядываюсь по сторонам. И прямо перед глазами — ответвление от централь­ нойКарла Маркса. Колоритная, видавшая виды подворотня. И я — у цели! Крепенький особнячок. Барельеф с изображением Вампило- ва. Лесенка — вниз. «Библиотека. Галерея». Дверь открывается, как по мановению волшебной палочки, и вот я уже созерцаю «фею здешних мест», «хранительницу очага», зна­ комую мне по портретам в юбилейной прессе Галину Анатольевну Солуянову. Знакомимся. Взгляд у Галины Анатольевны на меня — недоверчивый, ревнивый. Что за мурманская самозванка стоит на пороге приличного вампиловского дома? Признаюсь, я на мгновение почувствовала себя «первой женой» (научной, разумеется), о кото­ рой ничего и не подозревали «остальные родственники» именито­ го юбиляра. Шутки шутками, а торжественность минуты я осознала вполне. Галина Анатольевна, скользнув глазами по моей изданной Уезжать «в никуда» из «откуда» 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz