Иванова, Л. Л. Убегая ловлю : автобиография, творчество, воспоминания / Людмила Иванова ; составитель - Ольга Феофанова ; [предисловие: О. В. Пожидаева]. - Мурманск : издатель Феофанова О. А., 2021. - 406, [1] с. - (Книга Памяти).

лийЖуковский. А то — вдруг! — померещится современный мастер ужасных сюжетов Зюскинд, с его, например «Парфюмером». Во всем стиле «Увертюры» чувствуется нарочитая искусствен­ ность, декоративность, театральность; противоестественность, на­ конец, всего в нейописываемого и изображаемого. Автору любезна только Игра! Так она была любезна и молодому Александру Блоку. В стихах Арсения Северина от эстетики Блока, кстати, не так уж мало. И программная театральность — прежде всего! А где театр — там высшее напряжение всех творческих сил, поэтических нервов — фантазии! Читая раннего Арсения Северина, нельзя отделаться от мысли, что лирический персонаж кем-то тайно разделен, с кем-то, если угодно, тайно обвенчан. Ему важно, чтобы рядом был надежный спутник. И тогда вместо глубоко одинокого «Я» можно будет про­ молвить сокровенное «Мы». Но земное счастье, похоже, не для героев севериновских стихов. Разлука после встречи — это еще в лучшем случае. Но зачем обма­ нывать себя? В итоге любовных романтических отношений тради­ ционно ожидается приход самой Смерти. Не так ли? Эта — смертная! — тема наполняет собой всю маленькую первую книжку стихов Арсения-Андрея. И становится на сердце чуткого чи­ тателя проникновенно, непоправимо одиноко и грустно. Но вместе с тем и романтически торжественно! Автор поэтически мужественно не идет на компромисс, не утешает, не лжет самому себе и публике. В его художественном пространстве по-шекспировски жестоко и жестко. Театр Арсения Северина — это Театр, где всегда будет разы­ грываться «кровавая драма» из прошлого (или Вечности?): «Орест», «Гамлет», «Отелло». Почему? Наверное, потому что только трагедия дарит зрителю подлинность переживания. Аллюзий и реминисцен­ ций в «Увертюре» достаточно. Пробивается ли сквозь культуроло­ гический сплав живая душа живого автора? Искренность как поэтическое качество, традиционно приписы­ ваемое широкой публикой каждому поэту, Андрею Анипко всег­ да была чужда. Более того, он презирал (часто говорил об этом во всякого рода беседах о литературе) исповедальность классической лирики. Почему? Может быть, потому, что ему как обыкновенному человеку — в миру, так сказать — испытывать что-либо подобное не приходилось? Анализ самого себя — а не своей «роли» или «ма­ ски» — часто приводил к неутешительной констатации этого, что вдали от смертельной опасности (часто жестоко эксперименталь­ ного толка), он ничего, кроме скуки, почувствовать никогда не мог. 152 Подруга Пиноккио

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz