Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
го поведения действующих лиц в какой-либо конкретной нравственной цели, а в виде вспышек сознания, минутного пробуждения совести, ис кренних душевных порывов потока жизни. В связи с этим обращает на себя внимание монологическая речь пер сонажей. Естественно, что каждый имеющий место в той или иной пьесе мо нолог всецело зависит от идейно-художественного замысла конкретного произведения и в силу этого специфичен. Но можно выделить нечто об щее, присущее всем вампиловским монологам, обусловленное целостно стью авторского мироощущения. В каждой пьесе Вампилова герои в минуты сильного душевного по трясения произносят монологические речи, которые носят ярко выражен ный исповедальный характер: монологи Сарафанова [147, с. 112-113, 143, 152], Зилова [147, с. 215-217, 230], Шаманова [147, с. 348], Калошина [147, с. 264], Хомутова [147, с. 284-285]. Исповедальность - характерная особенность монолога у Вампилова. В традиционной драме 60-х годов мо нолог обычно не исповедь, а проповедь положительного персонажа, в ко торой он не столько открывает истины для себя, сколько приподносит их как выстраданное убеждение другим: монолог Дронова («Всё остаётся лю дям» Алёшина), монолог Сердюка на похоронах Сергея («Иркутская исто рия» Арбузова), монолог матери («В поисках радости» Розова), монолог Нади («Старшая сестра» Володина) и т.д. У Вампилова монолог служит другим целям: в нём происходит пре дельное саморазоблачение героя, который обнажается духовно. Монолог как бы контрастирует с происходящим в пьесе, а также с тем мнением, ко торое сложилось у читателя и зрителя о произносящем монолог герое. Так, от милого, неуклюжего чудака Сарафанова мы слышим мудрые рассужде ния о судьбе, от «алика из аликов» Зилова - разрывающее душу признание о полном одиночестве, от усталого Шаманова - юношески пылкие призна ния. Это всегда неожиданное для читателя и зрителя, но в то же время психологически закономерное проявление в герое человечности. Неслу чайно монологи сопровождаются такими авторскими ремарками, как «с болью», «взволнованно», «искренне», «с возбуждением». Вампиловский монолог - это освобождение героя от груза лжи, это итог сложной внут ренней борьбы, которая вызвана двусмысленностью положения персонажа в ситуации пьесы и в жизни вообще. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz