Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

го поведения действующих лиц в какой-либо конкретной нравственной цели, а в виде вспышек сознания, минутного пробуждения совести, ис­ кренних душевных порывов потока жизни. В связи с этим обращает на себя внимание монологическая речь пер­ сонажей. Естественно, что каждый имеющий место в той или иной пьесе мо­ нолог всецело зависит от идейно-художественного замысла конкретного произведения и в силу этого специфичен. Но можно выделить нечто об­ щее, присущее всем вампиловским монологам, обусловленное целостно­ стью авторского мироощущения. В каждой пьесе Вампилова герои в минуты сильного душевного по­ трясения произносят монологические речи, которые носят ярко выражен­ ный исповедальный характер: монологи Сарафанова [147, с. 112-113, 143, 152], Зилова [147, с. 215-217, 230], Шаманова [147, с. 348], Калошина [147, с. 264], Хомутова [147, с. 284-285]. Исповедальность - характерная особенность монолога у Вампилова. В традиционной драме 60-х годов мо­ нолог обычно не исповедь, а проповедь положительного персонажа, в ко­ торой он не столько открывает истины для себя, сколько приподносит их как выстраданное убеждение другим: монолог Дронова («Всё остаётся лю­ дям» Алёшина), монолог Сердюка на похоронах Сергея («Иркутская исто­ рия» Арбузова), монолог матери («В поисках радости» Розова), монолог Нади («Старшая сестра» Володина) и т.д. У Вампилова монолог служит другим целям: в нём происходит пре­ дельное саморазоблачение героя, который обнажается духовно. Монолог как бы контрастирует с происходящим в пьесе, а также с тем мнением, ко­ торое сложилось у читателя и зрителя о произносящем монолог герое. Так, от милого, неуклюжего чудака Сарафанова мы слышим мудрые рассужде­ ния о судьбе, от «алика из аликов» Зилова - разрывающее душу признание о полном одиночестве, от усталого Шаманова - юношески пылкие призна­ ния. Это всегда неожиданное для читателя и зрителя, но в то же время психологически закономерное проявление в герое человечности. Неслу­ чайно монологи сопровождаются такими авторскими ремарками, как «с болью», «взволнованно», «искренне», «с возбуждением». Вампиловский монолог - это освобождение героя от груза лжи, это итог сложной внут­ ренней борьбы, которая вызвана двусмысленностью положения персонажа в ситуации пьесы и в жизни вообще. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz