Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

нравственного и душевного склада в значительной степени влияет на раз­ витие конфликта в пьесах. Вампиловская драматургия отличается от розовской (и всей тради­ ционной для 60-х годов) тем, что в ней в противоречивых ситуациях кон­ фликта зачастую не возникает. В герое нет достаточной для конфликтной борьбы силы духа, убедительности, элементарного желания вступать в конфликт. Особенностью Вампилова является то, что линия центрального героя неконфликтна, а как бы антиконфликтна. Там, где традиционный герой возмутится, вампиловский или согласится, или вообще не примет проис­ ходящее во внимание. Это наблюдение не относится ко всем главным ге­ роям Вампилова без исключения, но в ряде пьес такая бесконфликтность поведения наблюдается: Зилов («Утиная охота»), в какой-то степени Коле­ сов («Прощание в июне») и Шаманов («Прошлым летом в Чулимске»). Вампилов создаёт ряд ситуаций, традиционных для розовской драматур­ гии, заключающих в себе традиционные противоречия, но конфликта в си­ лу пассивности и аморализма героя - конфликта, ожидаемого зрителем, - не возникает. Так, например, в «Утиной охоте» герой не переживает ярко выраженного душевного дискомфорта от того, что жена отказалась от мысли о рождении ребёнка, что она мучается его изменами, что она, нако­ нец, ушла из дома. Зилова не особенно беспокоит положение дел на рабо­ те, а ведь там складывается очень сложная ситуация, связанная с допущен­ ной Зиловым халатностью (история с фарфоровым заводом). Зилов легко- мысленен по отношению к Ирине в то время, когда ситуация их знакомст­ ва объективно богата нравственными противоречиями. Жизнь Зилова мог­ ла бы послужить материалом для нескольких пьес: пьеса о семье, пьеса об измене мужа, пьеса о служебном конфликте, пьеса о долге сына перед от­ цом. Но эти «пьесы» нельзя сыграть потому, что главный герой не спосо­ бен к конфликтным действиям. Традиционно противоречивые ситуации не находят в пьесах Вампилова своих разрешений, оттого и возникает у чита­ теля и зрителя ощущение безысходности, беспросветности зиловской жизни. Такое отсутствие полноценного развития конфликта в потенциально конфликтной нравственной бытовой ситуации - открытие Вампилова на современном этапе драматургического освоения современной действи­ тельности. Центральный психологический конфликт не развивается у Вампило­ ва по восходящей; он находит своё проявление не в виде целенаправленно­ 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz