Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
нравственного и душевного склада в значительной степени влияет на раз витие конфликта в пьесах. Вампиловская драматургия отличается от розовской (и всей тради ционной для 60-х годов) тем, что в ней в противоречивых ситуациях кон фликта зачастую не возникает. В герое нет достаточной для конфликтной борьбы силы духа, убедительности, элементарного желания вступать в конфликт. Особенностью Вампилова является то, что линия центрального героя неконфликтна, а как бы антиконфликтна. Там, где традиционный герой возмутится, вампиловский или согласится, или вообще не примет проис ходящее во внимание. Это наблюдение не относится ко всем главным ге роям Вампилова без исключения, но в ряде пьес такая бесконфликтность поведения наблюдается: Зилов («Утиная охота»), в какой-то степени Коле сов («Прощание в июне») и Шаманов («Прошлым летом в Чулимске»). Вампилов создаёт ряд ситуаций, традиционных для розовской драматур гии, заключающих в себе традиционные противоречия, но конфликта в си лу пассивности и аморализма героя - конфликта, ожидаемого зрителем, - не возникает. Так, например, в «Утиной охоте» герой не переживает ярко выраженного душевного дискомфорта от того, что жена отказалась от мысли о рождении ребёнка, что она мучается его изменами, что она, нако нец, ушла из дома. Зилова не особенно беспокоит положение дел на рабо те, а ведь там складывается очень сложная ситуация, связанная с допущен ной Зиловым халатностью (история с фарфоровым заводом). Зилов легко- мысленен по отношению к Ирине в то время, когда ситуация их знакомст ва объективно богата нравственными противоречиями. Жизнь Зилова мог ла бы послужить материалом для нескольких пьес: пьеса о семье, пьеса об измене мужа, пьеса о служебном конфликте, пьеса о долге сына перед от цом. Но эти «пьесы» нельзя сыграть потому, что главный герой не спосо бен к конфликтным действиям. Традиционно противоречивые ситуации не находят в пьесах Вампилова своих разрешений, оттого и возникает у чита теля и зрителя ощущение безысходности, беспросветности зиловской жизни. Такое отсутствие полноценного развития конфликта в потенциально конфликтной нравственной бытовой ситуации - открытие Вампилова на современном этапе драматургического освоения современной действи тельности. Центральный психологический конфликт не развивается у Вампило ва по восходящей; он находит своё проявление не в виде целенаправленно 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz