Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Мечеткин, персонаж откровенно комедийный, терпит неудачу за неуда­ чей: издевательство Кашкиной, неудачное сватовство, насмешки окру­ жающих. Драматург создаёт сложную зависимость между всеми героями. Ка­ ждый из них ведёт только свою партию, но при этом все вместе они так или иначе подготавливают несчастье, произошедшее с Валентиной. Её по­ ступок - решение пойти с Пашкой на танцы - на первый взгляд, сплав слу­ чайностей (случайно Еремеев передал записку Кашкиной, случайно Пашка поссорился с матерью и это видела Валентина, случайно отец завёл с Ва­ лентиной разговор о замужестве, случайно Шаманов задержался на службе и т.д.), но из множества этих вполне объяснимых психологическим со­ стоянием героев случайностей выстраивается закономерное кульминаци­ онное событие - естественный итог всего происходящего с героями. Нель­ зя не увидеть, что побочные конфликты в пьесах Вампилова ассоциативно связаны с основной нравственной проблемой, которая главным образом решается на примере судьбы центрального персонажа и потому находит достаточно сильный эмоциональный отклик в его душе. (Конфликтные от­ ношения между Машей и Букиным оказывают влияние на характер отно­ шений между главным героем Колесовым и Таней - «Прощание в июне»; Бусыгин улаживает конфликты Сарафанова с его родными детьми - «Старший сын»; конфликтные отношения Саяпина с женой помогают по­ нять психологическое состояние Зилова - «Утиная охота».) Побочные конфликты в драматургии Вампилова выполняют функ­ цию не только фона, на котором разворачиваются основные события, они являются как бы плотью пьесы, жизненным окружением. Но несправедливым было бы занизить роль центральных персонажей Вампилова и конфликтов, непосредственно связанных с формированием их личности. В его произведениях всегда есть главный герой, с судьбой которого связаны идейные искания драматурга. Организовать действие во­ круг одной центральной фигуры - давняя драматургическая традиция. Она нашла воплощение в драматургии современников Вампилова - драматур­ гов социально-бытового психологического направления. В их пьесах мы часто встречаемся с героем, формирующимся в обстоятельствах пьесы, пе­ реживающим сложные внутренние конфликты, вступающим в борьбу с людьми иных убеждений. Мы уже писали о том, что молодые герои Вампилова значительно отличаются от героев, допустим, Розова. Заметим только, что это отличие 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz