Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Мечеткин, персонаж откровенно комедийный, терпит неудачу за неуда чей: издевательство Кашкиной, неудачное сватовство, насмешки окру жающих. Драматург создаёт сложную зависимость между всеми героями. Ка ждый из них ведёт только свою партию, но при этом все вместе они так или иначе подготавливают несчастье, произошедшее с Валентиной. Её по ступок - решение пойти с Пашкой на танцы - на первый взгляд, сплав слу чайностей (случайно Еремеев передал записку Кашкиной, случайно Пашка поссорился с матерью и это видела Валентина, случайно отец завёл с Ва лентиной разговор о замужестве, случайно Шаманов задержался на службе и т.д.), но из множества этих вполне объяснимых психологическим со стоянием героев случайностей выстраивается закономерное кульминаци онное событие - естественный итог всего происходящего с героями. Нель зя не увидеть, что побочные конфликты в пьесах Вампилова ассоциативно связаны с основной нравственной проблемой, которая главным образом решается на примере судьбы центрального персонажа и потому находит достаточно сильный эмоциональный отклик в его душе. (Конфликтные от ношения между Машей и Букиным оказывают влияние на характер отно шений между главным героем Колесовым и Таней - «Прощание в июне»; Бусыгин улаживает конфликты Сарафанова с его родными детьми - «Старший сын»; конфликтные отношения Саяпина с женой помогают по нять психологическое состояние Зилова - «Утиная охота».) Побочные конфликты в драматургии Вампилова выполняют функ цию не только фона, на котором разворачиваются основные события, они являются как бы плотью пьесы, жизненным окружением. Но несправедливым было бы занизить роль центральных персонажей Вампилова и конфликтов, непосредственно связанных с формированием их личности. В его произведениях всегда есть главный герой, с судьбой которого связаны идейные искания драматурга. Организовать действие во круг одной центральной фигуры - давняя драматургическая традиция. Она нашла воплощение в драматургии современников Вампилова - драматур гов социально-бытового психологического направления. В их пьесах мы часто встречаемся с героем, формирующимся в обстоятельствах пьесы, пе реживающим сложные внутренние конфликты, вступающим в борьбу с людьми иных убеждений. Мы уже писали о том, что молодые герои Вампилова значительно отличаются от героев, допустим, Розова. Заметим только, что это отличие 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz