Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Драматургия Вампилова тем и интересна, что одно произведение не повторяет другое: для каждого писатель находит свои приёмы сценическо го воплощения идей. Но тем не менее можно выделить некоторые, харак терные для всей творческой манеры письма способы развития конфликта. Перейдя от экспозиции к основному действию, автор ещё более тща тельно исследует образ жизни «провинции». Драматург от выразительных, но моментальных экспозиционных набросков обращается к созданию портретов отдельных провинциалов. В экспозиции ссоры, скандалы, дебо ши лишь показаны, а при дальнейшем развитии действия мы более глубо ко проникаем в причины этих конфликтных отношений. Выявляется оби лие частных конфликтов, открыто или потенциально существующих в на чале пьесы, которые приобретают силу в последующих сложившихся об стоятельствах. Эти конфликты обычно не связаны непосредственно с сю жетной линией, т.е. являются побочными. Они происходят вокруг дейст вия, связанного с центральными персонажами, создавая атмосферу жизни героев, и сообщают пьесе полифоничность. Особенно полифоничны побочные конфликты в «Прошлым летом в Чулимске». Несмотря на то что в этом произведении есть основная сюжет ная линия (Шаманов - Валентина), драматургу важны все без исключения действующие лица. Вампилов изображает один день из жизни глухого та ёжного посёлка Чулимска. И этот день является по-своему кризисным для большинства героев. Драматург берёт высшую точку отношений между персонажами. Вспомним текст пьесы. Шаманов на краю духовной гибели, он нер возен, раздражителен, озлоблен на себя, на окружающих, готов порвать отношения с Кашкиной, истеричен («Я не желаю больше этого терпеть, не же-ла-ю, ясно тебе?»). Тяжело переживает положение «крапивника» в семье Пашка, он испытывает сильнейшую ревность к Шаманову, готов к мести («Мне не до шуток, учти это»). Буфетчица Хороших измучена семейными скандалами, подозрительностью мужа, грубостью сына, посто янной тревогой за них обоих («Что делать - не знаю. Кажется, сама бы сейчас взяла и сбежала куда глаза глядят»). Дергачёв находится в состоя нии очередного «запоя», он вспыльчив, нетерпим по отношению к Пашке («Пусть он уматывает. Отпуск у него закончился, дальше терпеть не буду»). Кашкина теряет последнюю надежду на замужество, в состоянии отчаяния она готова на подлость (история с запиской). Еремеев обречён на одинокую, необеспеченную старость: ему отказали в пенсии. Даже 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz