Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Драматургия Вампилова тем и интересна, что одно произведение не повторяет другое: для каждого писатель находит свои приёмы сценическо­ го воплощения идей. Но тем не менее можно выделить некоторые, харак­ терные для всей творческой манеры письма способы развития конфликта. Перейдя от экспозиции к основному действию, автор ещё более тща­ тельно исследует образ жизни «провинции». Драматург от выразительных, но моментальных экспозиционных набросков обращается к созданию портретов отдельных провинциалов. В экспозиции ссоры, скандалы, дебо­ ши лишь показаны, а при дальнейшем развитии действия мы более глубо­ ко проникаем в причины этих конфликтных отношений. Выявляется оби­ лие частных конфликтов, открыто или потенциально существующих в на­ чале пьесы, которые приобретают силу в последующих сложившихся об­ стоятельствах. Эти конфликты обычно не связаны непосредственно с сю­ жетной линией, т.е. являются побочными. Они происходят вокруг дейст­ вия, связанного с центральными персонажами, создавая атмосферу жизни героев, и сообщают пьесе полифоничность. Особенно полифоничны побочные конфликты в «Прошлым летом в Чулимске». Несмотря на то что в этом произведении есть основная сюжет­ ная линия (Шаманов - Валентина), драматургу важны все без исключения действующие лица. Вампилов изображает один день из жизни глухого та­ ёжного посёлка Чулимска. И этот день является по-своему кризисным для большинства героев. Драматург берёт высшую точку отношений между персонажами. Вспомним текст пьесы. Шаманов на краю духовной гибели, он нер­ возен, раздражителен, озлоблен на себя, на окружающих, готов порвать отношения с Кашкиной, истеричен («Я не желаю больше этого терпеть, не же-ла-ю, ясно тебе?»). Тяжело переживает положение «крапивника» в семье Пашка, он испытывает сильнейшую ревность к Шаманову, готов к мести («Мне не до шуток, учти это»). Буфетчица Хороших измучена семейными скандалами, подозрительностью мужа, грубостью сына, посто­ янной тревогой за них обоих («Что делать - не знаю. Кажется, сама бы сейчас взяла и сбежала куда глаза глядят»). Дергачёв находится в состоя­ нии очередного «запоя», он вспыльчив, нетерпим по отношению к Пашке («Пусть он уматывает. Отпуск у него закончился, дальше терпеть не буду»). Кашкина теряет последнюю надежду на замужество, в состоянии отчаяния она готова на подлость (история с запиской). Еремеев обречён на одинокую, необеспеченную старость: ему отказали в пенсии. Даже 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz