Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

далее интересует уже не само событие (оно не заключает в себе ничего существенно-примечательного, тем более что его ложность изначально объяснена и оговорена, а то, как в искусственно сконструированных не­ обычных ситуациях изменится человеческая душа героев). Сюжет, после того как розыгрыш, вопреки ожиданиям шутников, удался, движется ис­ ключительно за счёт порой крайне неожиданного развития чувств героев. И эта неожиданность человеческого проявления меняет ситуацию и дви­ жет фабулу. В том, что Бусыгин не мог уйти из дома Сарафанова, Калошин благословил жену на брак с Камаевым, Зилов решил стреляться, Шаманов написал Валентине записку о свидании и т.д. «Виноваты» только души этих героев, неожиданно проснувшиеся для подобных поступков. Вот почему нельзя не признать, что развлекающие зрителя воде­ вильные по внешнему рисунку моменты (срывы побега Бусыгина из «отче­ го» дома («Старший сын»); экстравагантные появления Колесова в доме Репниковых («Прощание в июне»); история с перехваченной запиской («Прошлым летом в Чулимске» и т.д.) - в первую очередь, результат пси­ хологических состояний героев. Начиная игру, все последствия которой тяжёлым бременем ответст­ венности ложатся на совесть, герои Вампилова властны прекратить или продолжить затеянный «маскарад», но их желания в этой области коррек­ тируются, помимо воли, законами нравственности («Старший сын», «Про­ шлым летом в Чулимске», «Прощание в июне») или безнравственности («Провинциальные анекдоты», «Утиная охота»). Герои начинают оцени­ вать ситуации не только с точки зрения шансов на собственное опасение, но и с точки зрения глубоко человеческой, даже философской, так как ока­ зывается, что живут они, к сожалению, не по законам, диктуемым им сове­ стью, а часто приспосабливаются к законам трусливой «житейской» логи­ ки, заставляющей юлить, лгать, малодушничать. Герой начинает ощущать неудовлетворение жизнью вообще. Так у Вампилова сосуществуют в пье­ сах два конфликта. Первый - сюжетный, движущий фабулу, в нём находят своё отражение противоречия, замкнутые в пределах единичного стечения обстоятельств (герой и ситуация). Второй - внутренний, психологический конфликт героя со своим устойчивым и длительным состоянием (образом жизни), которое определено атмосферой «провинции» и потому мало из­ меняемо единичным поступком героя. Далее развитие как сюжетного, так и психологического конфликта происходит для каждой пьесы индивидуально. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz