Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
далее интересует уже не само событие (оно не заключает в себе ничего существенно-примечательного, тем более что его ложность изначально объяснена и оговорена, а то, как в искусственно сконструированных не обычных ситуациях изменится человеческая душа героев). Сюжет, после того как розыгрыш, вопреки ожиданиям шутников, удался, движется ис ключительно за счёт порой крайне неожиданного развития чувств героев. И эта неожиданность человеческого проявления меняет ситуацию и дви жет фабулу. В том, что Бусыгин не мог уйти из дома Сарафанова, Калошин благословил жену на брак с Камаевым, Зилов решил стреляться, Шаманов написал Валентине записку о свидании и т.д. «Виноваты» только души этих героев, неожиданно проснувшиеся для подобных поступков. Вот почему нельзя не признать, что развлекающие зрителя воде вильные по внешнему рисунку моменты (срывы побега Бусыгина из «отче го» дома («Старший сын»); экстравагантные появления Колесова в доме Репниковых («Прощание в июне»); история с перехваченной запиской («Прошлым летом в Чулимске» и т.д.) - в первую очередь, результат пси хологических состояний героев. Начиная игру, все последствия которой тяжёлым бременем ответст венности ложатся на совесть, герои Вампилова властны прекратить или продолжить затеянный «маскарад», но их желания в этой области коррек тируются, помимо воли, законами нравственности («Старший сын», «Про шлым летом в Чулимске», «Прощание в июне») или безнравственности («Провинциальные анекдоты», «Утиная охота»). Герои начинают оцени вать ситуации не только с точки зрения шансов на собственное опасение, но и с точки зрения глубоко человеческой, даже философской, так как ока зывается, что живут они, к сожалению, не по законам, диктуемым им сове стью, а часто приспосабливаются к законам трусливой «житейской» логи ки, заставляющей юлить, лгать, малодушничать. Герой начинает ощущать неудовлетворение жизнью вообще. Так у Вампилова сосуществуют в пье сах два конфликта. Первый - сюжетный, движущий фабулу, в нём находят своё отражение противоречия, замкнутые в пределах единичного стечения обстоятельств (герой и ситуация). Второй - внутренний, психологический конфликт героя со своим устойчивым и длительным состоянием (образом жизни), которое определено атмосферой «провинции» и потому мало из меняемо единичным поступком героя. Далее развитие как сюжетного, так и психологического конфликта происходит для каждой пьесы индивидуально. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz