Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

этому первое естественное стремление героя сводится к тому, чтобы как можно скорее выйти из начатой им самим же игры. Но нам представляется, что возникший конфликт может быть более точно определён как конфликт героя со своей совестью, со своим психологическим состоянием, вызван­ ным нелепостью положения в сложившихся крайне авантюрных обстоя­ тельствах. Именно этот конфликт создаёт целостность всего сценического действия: завязывается сложный узел драматических событий, которые благодаря как воле действующих лиц, так и преходящим случайностям, с момента осознания героем нелепости своего положения, начинают стре­ миться к развязке. Это внешняя событийная сторона действия. Но ситуация «чуда» у Вампилова имеет двойной аспект действия, ибо замешана она на сознательной лжи одного героя, а воспринимается большинством действующих лиц как правда. И потому они честно прояв­ ляют себя в условиях «игры», обнажая при этом свою человеческую суть самым искренним образом. Такая двойственность, с одной стороны, заин­ триговывает зрителя, а с другой - служит осложнению нравственной кол­ лизии, так как один герой постоянно чувствует на себе бремя лжи, а дру­ гие, не подозревая обмана, ведут себя естественно. Здесь и выявляется ха­ рактерная особенность драматургии Вампилова, сводящаяся к наличию двух взаимосвязанных планов (комического и глубоко драматического или трагического), двух конфликтов, где из внешнего сюжетного, неглубокого, действительно развивающегося по законам водевиля конфликта мы прони­ каем в сложный, психологический, противоречивый мир человеческих от­ ношений. Кстати, психологический план обеспечивает поступки героев, кажущиеся порой каскадом случайностей, необъяснимых как для некото­ рых персонажей пьес, так и для некоторых непроницательных зрителей. Вампилова всегда интересует человек, его нравственная природа. Благодаря двуплановости сюжетного построения в пьесах Вампилова про­ исходит обнажение натуры человека. Сюжет в драматургии - это по сути событийный ряд. События могут происходить как из вне заданных автором сценических условий (неожиданные появления, исчезновения героев, со­ общения о чём-либо, не касающиеся непосредственных событий и т.д.), так и рождаться изнутри их. Розыгрыш - событие, которое порождено не столько обстоятельствами, сколько характерами героев пьесы, ведь по сути это фантазия одного из действующих лиц. Он как бы придумывает собы­ тие, которого на самом деле нет, принимает его за правду и искренне реа­ гируют на него. Оно рождает в их душах какой-то отклик. И драматурга 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz