Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

[147, с. 275]). «Что нам надо? Доверия. Всего-навсего. Человек человеку брат - надеюсь, ты об этом слышал. Или это тоже для тебя новость?» («Старший сын» [147, с. 102]). В других случаях мы имеем дело с «завет­ ными шуточками на заветных чувствах». Шаманов самодовольно играет на чувстве любви Валентины: «Кто же, интересно, может на меня позариться? Что-то не вижу я желающих... Может, ты кого знаешь?» («Прошлым ле­ том в Чулимске» [147, с. 322]). Камаев пугает Калошина «метранпажем», якобы, представителем министерства («Провинциальные анекдоты»); при­ ятели пробуждают в Зилове мрачные мысли о смерти («Утиная охота»). «Эксперименты» такого рода представляются шутникам забавными, но в возможность серьёзного отношения к ним людей они не верят. «Экс­ перименты» проводятся с заранее известным результатом: деньги в долг просто так никто не даёт; за брата, конечно, никто чужого человека не примет; красивая девушка усталого духовно стареющего человека не по­ любит и т.д. Шутники не верят в возможность проявления в себе и в людях добрых, бескорыстных чувств. Их «забавы» должны подтвердить, что лю­ ди жадны и трусливы, твердолобы и завистливы. Но автор, вопреки ожиданиям героев, заставляет розыгрыши обернуть­ ся правдой. «Жертвами» шуток оказываются люди, способные к серьёзным и искренним порывам. И потому в пьесах, начатых почти по-водевильно­ му, «происходит сдвиг, надлом, они наполняются новым, непомерно важ­ ным, непереносимо серьёзным для водевиля смыслом» [98, с. 36]. В результате в сюжете складывается центральная ситуация, в недрах которой получит своё развитие центральный конфликт пьесы. Мы условно назовём её ситуацией «чуда», так как в ней происходит то, что не ожида­ лось, и герои раскрывают себя самым неожиданным образом. Итак, герой вполне закономерно, но вместе с тем неожиданно для себя попадает в нелепые положения, противоречащие всем доводам рас­ судка. С этого момента начинается развитие основного драматического действия, комически водевильного по внешнему рисунку, но глубокого, зачастую трагического по своей внутренней сущности. Природа конфлик­ та, являющегося рычагом этого действия, А. Демидовым объясняется сле­ дующим образом: «Персонажи Вампилова своеобразно вступают в кон­ фликт с сюжетом, предложенным им драматургом. В этом диалектическом единоборстве героя с сюжетом - одна из главных особенностей художест­ венной манеры драматурга» [43, с. 68]. С этим замечанием можно согла­ ситься, если учесть, что ситуация, в которую попадает герой, курьёзна, по­ 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz