Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
[147, с. 275]). «Что нам надо? Доверия. Всего-навсего. Человек человеку брат - надеюсь, ты об этом слышал. Или это тоже для тебя новость?» («Старший сын» [147, с. 102]). В других случаях мы имеем дело с «завет ными шуточками на заветных чувствах». Шаманов самодовольно играет на чувстве любви Валентины: «Кто же, интересно, может на меня позариться? Что-то не вижу я желающих... Может, ты кого знаешь?» («Прошлым ле том в Чулимске» [147, с. 322]). Камаев пугает Калошина «метранпажем», якобы, представителем министерства («Провинциальные анекдоты»); при ятели пробуждают в Зилове мрачные мысли о смерти («Утиная охота»). «Эксперименты» такого рода представляются шутникам забавными, но в возможность серьёзного отношения к ним людей они не верят. «Экс перименты» проводятся с заранее известным результатом: деньги в долг просто так никто не даёт; за брата, конечно, никто чужого человека не примет; красивая девушка усталого духовно стареющего человека не по любит и т.д. Шутники не верят в возможность проявления в себе и в людях добрых, бескорыстных чувств. Их «забавы» должны подтвердить, что лю ди жадны и трусливы, твердолобы и завистливы. Но автор, вопреки ожиданиям героев, заставляет розыгрыши обернуть ся правдой. «Жертвами» шуток оказываются люди, способные к серьёзным и искренним порывам. И потому в пьесах, начатых почти по-водевильно му, «происходит сдвиг, надлом, они наполняются новым, непомерно важ ным, непереносимо серьёзным для водевиля смыслом» [98, с. 36]. В результате в сюжете складывается центральная ситуация, в недрах которой получит своё развитие центральный конфликт пьесы. Мы условно назовём её ситуацией «чуда», так как в ней происходит то, что не ожида лось, и герои раскрывают себя самым неожиданным образом. Итак, герой вполне закономерно, но вместе с тем неожиданно для себя попадает в нелепые положения, противоречащие всем доводам рас судка. С этого момента начинается развитие основного драматического действия, комически водевильного по внешнему рисунку, но глубокого, зачастую трагического по своей внутренней сущности. Природа конфлик та, являющегося рычагом этого действия, А. Демидовым объясняется сле дующим образом: «Персонажи Вампилова своеобразно вступают в кон фликт с сюжетом, предложенным им драматургом. В этом диалектическом единоборстве героя с сюжетом - одна из главных особенностей художест венной манеры драматурга» [43, с. 68]. С этим замечанием можно согла ситься, если учесть, что ситуация, в которую попадает герой, курьёзна, по 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz