Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ция стычки, ссоры, скандалы, хамство, дебоширство, подозрительность и трусость становятся привычной нормой семейных и общественных отно­ шений. В экспозиции он акцентирует внимание на образе жизни и мыслей главных своих героев, которые всегда оказываются как бы жертвами про­ винциальной дикости и застоя. Всё это сообщает произведениям Вампило­ ва трагикомическую направленность. В экспозиции получает психологическую мотивировку завязываю­ щий интригу пьесы поступок героев. Это, как правило, розыгрыш - свое­ образная реакция персонажей на суровые бесчеловечные нравы провин­ ции. Розыгрыши у Вампилова имеют место в каждой пьесе (герои разыг­ рывают из себя «старших братьев», «ангелов», «сумасшедших», «устав­ ших», «мертвецов» и т.д.). Они устраивают «забавные шуточки»: посыла­ ют приятелю траурный венок («Утиная охота»), запирают на ключ в своём доме зашедшего проститься «на минуточку» молодого влюблённого учи­ теля («Дом окнами в поле»), выкрикивают в открытое настежь окно моль­ бы о помощи («Провинциальные анекдоты»). Розыгрыш настолько характерен для творческой манеры Вампилова, что заслуживает о себе подробного разговора. Прежде всего, этот приём сообщает театру Вампилова театральность, зрелищность, маскарадность. Об этом хорошо пишет В.Лакшин: «Маска­ рад - житейское начало театра: радость маски, смена облика, розыгрыш, попытка вообразить себя другим. И в пьесах Вампилова жизнеподобие до­ полняется элементом игры: перед нами словно театр в театре» [69, с. 7]. Но розыгрыш у Вампилова служит и другим целям: он углубляет идей­ ный замысел пьес, осложняет их психологически. Заметим, что первоначаль­ но розыгрыши у Вампилова - это проявленная бестактность, свидетельст­ вующая о низком культурном уровне героев, о бездуховности отношений, о нетребовательности к характеру общения и т.д. Шутки Сильвы, прияте­ лей Зилова, самого Зилова, Анчугина и Угарова, Камаева откровенно цинич­ ны. Но содержание этих шуток, их идея, весьма непросты. Уже в экспози­ ции в силу создавшихся обстоятельств, чувствуя обиду, разочарование, раз­ дражение, герои вполне сознательно, хотя и запасаясь определённой долей иронии, идут на «эксперимент». Они как бы проверяют людей на порядоч­ ность, доброту, совестливость. А ещё точнее - они проверяют, насколько теоретические представления людей о гуманности соответствуют их прак­ тическому поведению в быту. «Все они добры, когда у тебя деньги есть. А когда - нет? Вот я тебе сейчас покажу» («Провинциальные анекдоты»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz