Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

пространственной организации сюжета. Для пьес Вампилова характерна тщательная продуманность мотивировок для имеющих место в экспозиции случайностей. Неожиданности происходят у него в самой обыденной об­ становке, не предвещающей первоначально ничего занимательного. Но вот герои волею случая оказываются втянутыми в ситуацию острой зависимо­ сти от окружающих людей, которые, кстати, тоже почти всегда случайны: соседи по гостинице или общежитию, жители городка, посетители чайной и т.д. Возникает потребность человека в помощи другого, причём речь идёт здесь о самом обыденном: пустить на ночлег, дать денег в долг, по­ мочь советом и т.д. И эта необходимость наладить контакты с окружаю­ щими людьми в большинстве пьес Вампилова приводит к острым межлич­ ностным конфликтам, скрывающим законы и противоречия «провинци­ альной» среды, а в конечном счёте, к серьёзному конфликту героя с этой средой (жильцы боятся впустить в дом подозрительных молодых людей («Старший сын»); отказывают в помощи обанкротившимся командировоч­ ным («20 минут с ангелом»); порядочным людям докучают подозрениями в аморализме («История с метранпажем»). Так, случай в начале пьесы вскрывает глубину, стабильность и закономерность человеческих отноше­ ний, и случайное стечение обстоятельств выступает в качестве симптома устойчивой конфликтности повседневной жизни, что и раскрывается в ос­ новном ходе действия пьесы. Конфликтность человеческих отношений в «провинции» никого из ге­ роев не удивляет. Это привычная форма поведения, подчинённая логике рас­ пространённых, к сожалению, житейских законов типа «моя хата с краю», «моё дело - сторона» и т.д. Повторяемость, будничность бытовых конфлик­ тов, и что хуже того - психологическая готовность к ним настораживают автора. Вампилов озабочен и несопротивляемостью людей по отношению к результатам конфликтных отношений в «провинции». Важно заметить, что экспозиционный конфликт героя с окружающей средой всегда вызывает в герое чувство возмущения, которое, однако, чрезвычайно быстро сменяет­ ся лишь ироническим резонёрством о том, что «у людей толстая кожа и пробить её не так-то просто» («Старший сын»). Имеют место такие горькие выводы: «Биться головой об стену - пусть этим занимаются другие» («Про­ шлым летом в Чулимске») или « ...с вами по-хорошему —вы не понимаете, начинаешь с вами по закону - в бутылку...» («История с метранпажем»). Таким образом, в экспозиции Вампилов наводит зрителя на серьёз­ ные размышления о характере человеческих отношений в быту, где ситуа­ 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz