Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Итак, архитектоника пьес Вампилова явно тяготеет к некоему одно му принципу организации сюжета. Встаёт вопрос: как в данной относи тельно стабильной конструкции строятся драматургом её отдельные части: экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка. При анализе текста создаётся ложное впечатление, что драматург во обще не склонен к созданию экспозиции, так как все его пьесы начинаются событием, которое уже является первым звеном в развитии сюжетной ли нии. Эта в первые мгновения действия сложившаяся ситуация ставит геро ев перед необходимостью совершения решительных поступков: приятелям отказали в приюте провожаемые ими девушки, и они вынуждены искать ночлег в незнакомом городе («Старший сын»); у страстного футбольного болельщика испортился радиоприёмник, вследствие этого он оказывается в позднее время в чужом женском (!) номере гостиницы и во избежание неприятностей вынужден обхитрить строгого администратора гостиницы («История в метранпажем»); здравствующему человеку на дом принесли траурный венок, свидетельствующий, якобы, о кончине этого человека. Это печальное обстоятельство является поводом к раздумьям человека о своей жизни («Утиная охота») и т.д. Однако действие, совершаемое героями Вампилова в начале пьесы, не становится основой главного в идейно-художественном смысле кон фликта произведения. Оно оказывается лишь завязкой конфликта, который мы по месту его возникновения назовём экспозиционным. Наличие такого конфликта - одна из характерных особенностей драматургии Вампилова. Заметим, что экспозиционные конфликты у Вампилова всегда вы званы случайным стечением обстоятельств, что принципиально важно, так как они способствуют раскрытию глубинной сущности «провинциальной» действительности. В качестве первого экспозиционного события (почвы конфликта) Вампилов охотно выбирал комический случай, пустяк, стече ние обстоятельств, которые «иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» [147, с. 481]. Думается, пристрастие драма турга к изображению случая, его тяга к острой форме, нестандартной си туации, эффектному повороту вполне объяснимы и не таят в себе особой загадки: неожиданности и недоразумения традиционны в драматургии, особенно в комедиографии. Случайные стечения обстоятельств заинтриго вывают зрителя, сразу и туго завязывают драматический узел событий, способствуют стремительному, целенаправленному развитию действия, диктуют сжатые, максимально концентрированные условия временно 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz