Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

«Вышла на сцену Валентина... и невольно отступило перед ней всё низкое и грязное - вышла не просто героиня, несущая в себе черты добродетели, вышла сама страдающая добродетель» [94, с. 589]. Творчество Вампилова оборвалось на этой высокой ноте преодолён­ ной силами высокой души трагедии. Итак, из сказанного можно сделать вывод, что для трагикомического мироощущения Вампилова, так или иначе проявляющегося в каждой его пьесе, характерны: осознание противоречия между «сущим» и «должным», которое в условиях «провинции» носит трагикомический характер; много- ракурсность нравственно-эстетического взгляда писателя на жизнь, позво­ ляющая ему в одних и тех же явлениях и характерах усматривать смешное и печальное; парадоксальность художественного мышления художника, дающая возможность за поверхностью явлений видеть их суть, вскрываю­ щая трагикомизм ситуаций, судеб, положений; ирония, проявляющая себя в создании ситуаций, когда комический герой оказывается в трагическом положении; суровый оптимизм писателя, верящего в человека и его разум. Трагикомическая направленность мироощущения Вампилова нахо­ дит своё непосредственное отражение в поэтике и архитектонике его дра­ матургии. 2. Сюжетосложение, тип конфликта и этапы его развития в драматургии Вампилова как отражение трагикомического мироощущения художника Пьесы Вампилова привлекательны особым способом организации сюжета. Можно даже говорить о некой стабильной схеме построения вам­ пиловских произведений. Она, несомненно, варьируется из пьесы в пьесу, на по сути своего значения остаётся неизменной. Схема может быть пред­ ставлена следующим образом: а) зарисовки «провинциальной жизни», ос­ ложнённой будничными неприятностями (достаточно острыми, но при­ вычными в среде «провинции»); б) закономерно вытекаемая из этих не­ приятностей, но неожиданная для зрителя, острая, нелепая ситуация; в) подробный психологический анализ поведения действующих лиц, уча­ ствующих в этой ситуации; г) снятие ситуации и восстановление привыч­ ного, зачастую по внешней форме первоначального течения «провинци­ альной» жизни. Однако «провинция» финала внутренне несколько измене­ на происшедшими в пьесе событиями. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz