Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ником, внешне неуклюжий, косноязычно исповедующийся Калошин тоже откровенно комичен. В достаточно глупом положении - под дулом писто­ лета, направленного на него забавно взбешённым ревнивцем Пашкой, - находится Шаманов. Читатель и зритель не могут удержаться от ирониче­ ской улыбки в самых трагических по конкретной сути происходящего эпи­ зодах. И потому лишь отчасти разделяют воодушевление героев, к кото­ рым у них сложилось либо насмешливое, либо ироническое, либо осуди­ тельное отношение. Герои остаются героями комедий. Вампилову удаётся достичь того эффекта, когда «комедия готова перерасти в трагедию по зна­ чительности содержания, но не может этого сделать, ибо то, что в трагедии выглядит совершенно и чрезвычайно серьёзно, в трагикомедии выявляется наизнанку, т.е. оказывается горькой бессмысленной ошибкой, ничтожно­ стью притязаний» [123, с. 110]. Драматург показал действительность в трагикомическом освещении. Он изобразил её на самой грани трагедии, гибели. Все (во всяком случае большинство) герои его пьес по-своему пережили угрозу какого-нибудь жизненного крушения. У каждого что-то рушилось, каждый стоял перед какой-нибудь нравственной дилеммой, каждый утратил в себе или для себя что-то человечески ценное: кто правду, кто надежду, кто терпение, кто по­ рядочность, кто любовь. Отсутствие чисто трагических финалов у Вампилова говорит и об оптимизме его авторского мироощущения. Так проявлялась его вера в че­ ловека, вера наперекор многому: усталости, боли, страданию за людей - вера «на дне души» (Лакшин). Суровый оптимизм Вампилова наиболее яр­ ко проявился в его последней драме «Прошлым летом в Чулимске». В пье­ се происходят события, достойные называться истинно трагическими; можно сказать, что насилие, свершённое Пашкой, «загубило» Валентину, что Пашка втоптал в грязь чистоту и красоту её души. Действительно, он как бы подвёл итог тому медленному разрушению, которое происходило в девушке под влиянием многих факторов: равнодушия Шаманова, усталой озлобленности Хороших, расчётливости отца, злой ревности Кашкиной. Но Вампилов не закончил своё произведение на пессимистической ноте духовной гибели Валентины. Вампилов провёл свою героиню через нрав­ ственную трагедию, которая тем не менее призвана вызвать в читателе и зрителе «катарсис». Валентина сохранила в своей душе всё лучшее, что составляло суть и своеобразие её неординарной натуры. Хорошо об этом пишет В. Распутин: 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz