Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
ником, внешне неуклюжий, косноязычно исповедующийся Калошин тоже откровенно комичен. В достаточно глупом положении - под дулом писто лета, направленного на него забавно взбешённым ревнивцем Пашкой, - находится Шаманов. Читатель и зритель не могут удержаться от ирониче ской улыбки в самых трагических по конкретной сути происходящего эпи зодах. И потому лишь отчасти разделяют воодушевление героев, к кото рым у них сложилось либо насмешливое, либо ироническое, либо осуди тельное отношение. Герои остаются героями комедий. Вампилову удаётся достичь того эффекта, когда «комедия готова перерасти в трагедию по зна чительности содержания, но не может этого сделать, ибо то, что в трагедии выглядит совершенно и чрезвычайно серьёзно, в трагикомедии выявляется наизнанку, т.е. оказывается горькой бессмысленной ошибкой, ничтожно стью притязаний» [123, с. 110]. Драматург показал действительность в трагикомическом освещении. Он изобразил её на самой грани трагедии, гибели. Все (во всяком случае большинство) герои его пьес по-своему пережили угрозу какого-нибудь жизненного крушения. У каждого что-то рушилось, каждый стоял перед какой-нибудь нравственной дилеммой, каждый утратил в себе или для себя что-то человечески ценное: кто правду, кто надежду, кто терпение, кто по рядочность, кто любовь. Отсутствие чисто трагических финалов у Вампилова говорит и об оптимизме его авторского мироощущения. Так проявлялась его вера в че ловека, вера наперекор многому: усталости, боли, страданию за людей - вера «на дне души» (Лакшин). Суровый оптимизм Вампилова наиболее яр ко проявился в его последней драме «Прошлым летом в Чулимске». В пье се происходят события, достойные называться истинно трагическими; можно сказать, что насилие, свершённое Пашкой, «загубило» Валентину, что Пашка втоптал в грязь чистоту и красоту её души. Действительно, он как бы подвёл итог тому медленному разрушению, которое происходило в девушке под влиянием многих факторов: равнодушия Шаманова, усталой озлобленности Хороших, расчётливости отца, злой ревности Кашкиной. Но Вампилов не закончил своё произведение на пессимистической ноте духовной гибели Валентины. Вампилов провёл свою героиню через нрав ственную трагедию, которая тем не менее призвана вызвать в читателе и зрителе «катарсис». Валентина сохранила в своей душе всё лучшее, что составляло суть и своеобразие её неординарной натуры. Хорошо об этом пишет В. Распутин: 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz