Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

нагло эксплуатируют материнские чувства в корыстных целях (Анчугин вы­ могает у матери деньги на похмелье, Хомутов забывает отправлять деньги одинокой матери). События в пьесе «Прошлым летом в Чулимске» связаны с явлением общественной индифферентности, которой страдает Шаманов. В отношениях героев, в их судьбах так или иначе проступает несчастье, поэтому поведение их часто мотивировано не радостью, не оптимизмом, не весёлым авантюризмом, а болью и страданием. Так Хомутов отдаёт деньги пьяницы, потому что его мучает совесть перед умершей матерью. Зилов устраивает скандал друзьям, потому что испытывает давнее внутреннее раздражение на них. Сильва оказался ночью в незнакомой компании, по­ тому что из-за частых ссор с отцом вынужден свободное время проводить вне дома. Шаманов заговаривает с Валентиной, неосознанно пытаясь пре­ одолеть в себе одиночество и тоску. Валентина идёт на танцы с Пашкой, сострадая ему и мучаясь от унижения после разговора с Шамановым. Постижение сути трагикомического у Вампилова не может быть полным без учёта того обстоятельства, что исполненные человеческого страдания сюжеты вампиловских пьес не имеют чисто трагических развя­ зок. Напротив: все его пьесы заканчиваются внешне вполне благополучно. А ведь драматург мог завершить каждое произведение трагически: мог за­ стрелиться Зилов, могла покончить с собой Валентина, мог умереть от сер­ дечного приступа Калошин. Более печально могла закончиться история с «мнимым сыном», более суровые последствия могло иметь предательство Колесова. Драматизм, заложенный в сюжетных коллизиях пьес, позволяет ожидать подобные финалы и не удивляться им, но в практике вампилов- ского творчества их нет: драматург не изобразил ни одной фактической смерти героя. Вампилов достигает большего смыслового и эмоционально­ го эффекта тем, что дарует своим приготовившимся к смерти героям жизнь (Калошин, Зилов, Шаманов). В ситуациях «на грани жизни и смерти» пер­ сонажи Вампилова переживают известную возвышенность чувств и мыс­ лей, они как бы поднимаются над суетой и мелочностью, начинают оцени­ вать себя и свою судьбу с позиций не «сущего», а, увы, в их жизни не реа­ лизованного должного (монологи Калошина, Шаманова, Зилова). Герои Вампилова оказываются поистине в трагикомической ситуации. Босой на одну ногу, с перекошенным злобой лицом, с ружьём в руках, да ещё гово­ рящий при этом несусветную с точки зрения нормального обывательского сознания чушь Зилов достаточно нелеп и потому смешон. Лежащий в чу­ жой постели, окружённый с одной стороны женой, а с другой - её любов­ 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz