Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

Достаточно оригинально для 60-х годов трактует тему смерти Арбу­ зов в пьесе «Счастливые дни несчастливого человека» (подробный анализ этого произведения предпринят нами ранее). Смерть героя здесь - итог не­ праведно прожитой жизни. Но сам герой пьесы учёный Крестовников не осознаёт того, что прожил жизнь впустую. На мысли о никчёмности его трудов и человеческой судьбы настаивает автор. Он убедительно доказы­ вает это рядом сцен-воспоминаний, выступлениями «хора». Арбузов не создал трагический характер. Его Крестовников - герой, заслуженно осуж­ даемый большинством благополучных в нравственном отношении дейст­ вующих лиц. Арбузов не испытывает сам и не передаёт читателю и зрите­ лю боли за своего героя. В Крестовникове нет мучительных противоречий, в целом это характер однолинейно отрицательный. Пьесы Вампилова исполнены трагизма и вследствие этого мучитель­ ного страдания за судьбы персонажей, за общее положение дел в «провин­ ции». Если перевести в обыкновенный пересказ большинство произведе­ ний писателя, то поразят мрачность, тревожность и печаль обнажённых в пересказе сюжетных коллизий. Вампилов пишет о предательстве друзей и любимых («Прощание в июне»), о страхе труса перед начальством, о без­ образном «запое» командировочных («Провинциальные анекдоты»), о раз­ рушении семейных связей («Старший сын»), о супружеской неверности («Утиная охота»), о насилии над человеческой личностью («Прошлым ле­ том в Чулимске»). Трагическое присутствует у Вампилова уже на первом, событийном уровне содержания: в сюжетах пьес мы встречаем попытки самоубийства («Утиная охота»), дуэли («Прощание в июне», «Прошлым летом в Чулим­ ске»), угрожающие жизни героев сердечные приступы («Провинциальные анекдоты»). Всё это заостряет внимание читателя на трагически окрашен­ ных проблемах бытия и быта, усугубляет замысел произведений, снижает комедийность, сообщает пьесам многоплановость содержания. Заметим, что источниками событий, происходящих с героями в пье­ сах Вампилова, как правило, выступают какие-либо общественно-неблаго- получные явления. Даже сравнительно весёлая комедия «Старший сын» в основе своей имеет вечную моральную проблему безотцовщины и детского страдания (у Бусыгина нет отца, и он в детстве тяжело переживал это об­ стоятельство). На основе ситуации «20 минут с ангелом» - разобщённость людей, в первую очередь близких: сыновья забывают своих матерей или 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz