Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ных умом и сердцем людей не могут реализоваться в «провинции» в пол­ ную меру. Благодаря парадоксальности художественного мышления Вампилов открыл трагикомизм там, где его меньше всего можно было ожидать, - в устоявшемся, ставшем для всех привычным, не заостряющем на себе осо­ бого внимания быту. Вампилов вскрыл трагизм житейских мелочей. В этом он опять же следует традиции Чехова. Трагическое у Вампилова заслуживает о себе специального разгово­ ра. Традиционная советская социально-бытовая драма 60-х годов трагизма по существу не знала. Напротив, в ней была сильна идея преодоления того трагического, что заключает в себе естественный ход жизни. Драматургия Арбузова, Алёшина, Штейна говорит о том, что человека может победить даже смерть! Победа эта - в его делах, в его служении коммунистическим идеалам, в бескорыстном труде на благо людей. Вспоминаются судьба ака­ демика Дронова («Всё остаётся людям» Алёшина), подвиг Сергея («Иркут­ ская история» Арбузова). В психологической драме Володина, Зорина, Радзинского уже силён мотив грустных раздумий о несбывшихся надеж­ дах, о потерянной любви («Варшавская мелодия» Зорина, «С любимыми не расставайтесь» Володина, «104 страницы про любовь» Радзинского). В названной пьесе Радзинского мы имеем даже трагическую сюжетную кол­ лизию, которая не лишена нового, по сравнению с традиционной драмой, содержания. Героиня пьесы бортпроводница Наташа погибает в авиаката­ строфе. Её смерть, по мысли автора, должна пробудить человечность в ге­ рое пьесы учёном-физике Евдокимове. В этом есть известная доля нетра­ диционной для драматургии 60-х годов парадоксальности. Радзинский на­ мечает непривычный для того времени поворот коллизии: трагедия, по­ стигшая героев, в какой-то степени должна отражать наметившуюся между ними духовную разлаженность личных отношений: Наташа и Евдокимов - разные по своему душевному складу люди, и это мешает им понимать и любить друг друга. Но заявка на новое осмысление трагической сюжетной коллизии в целом осталась нереализованной: пьесе явно не хватает глуби­ ны психологических мотивировок поступков героев, широты нравствен­ ных, и тем более социальных мотивировок. Зато в ней сильны ещё тради­ ционный конфликт «порока» (Евдокимов) и «добродетелей» (Наташа) и способ его разрешения: гибель Наташи оказывает благотворное влияние на героя, он нравственно «выпрямляется», финал исполнен пафоса восполне­ ния проявленного в быту героизма. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz