Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ны. Современность потребовала от художника подробного беспощадно­ правдивого анализа, в котором он пошёл по пути, проложенному в литера­ туре классиками русского критического реализма. Трагикомическое мироощущение Вампилова отмечено парадоксаль­ ностью художественного мышления писателя, который искусно соединяет в одной пьесе, в одном характере, в одном эпизоде, в одной реплике смеш­ ное и печальное. Парадокс - излюбленный Вампиловым способ эстетиче­ ской и нравственной оценки человека и действительности. Материал для парадоксов писателю щедро давала изображаемая им «провинция». В ней - далёкой от идеального положения вещей - нормой поведения и сознания зачастую становятся ненормальные с точки зрения здравого смысла и вы­ сокой культуры поступки, суждения, страхи, формы проявления чувств, эстетические вкусы. В «провинции» порой самым нелепым образом переплетено истин­ ное и фальшивое, живое и мёртвое, красивое и убогое, больное и здоровое. Люди здесь часто теряют способность видеть и понимать жизнь такой, как она есть, так как у них не развита способность к критическому восприятию себя и окружающих. Они на всё смотрят со своих, порой крайне вульгар­ ных представлений, в которых жизнь искажается, как в кривом зеркале. Действие вампиловских произведений на читателей и зрителей также можно сравнить с действием, какое производит на людей кривое зеркало: сначала они смеются над забавной гримасой, потом ужасаются безобраз­ ному уродству. «Провинция» деформирует всё настоящее, живое, идеаль­ ное, и потому парадокс - самый точный инструмент для постижения «про­ винциальной» духовной сути. Вот почему пьесы Вампилова - мир алогизмов, кажущихся и дейст­ вительных недоразумений, нелепостьей, которые одновременно смешат и тревожат. В них чужих детей принимают за родных, а от родных отказы­ ваются. В них ложь бывает спасительной, а правда иногда морально уби­ вает («Старший сын»). В мире Вампилова живым людям приносят на дом траурные венки, за праздничным столом устраивают обличительные скан­ далы. Здесь друзья походя предают друг друга, а потом ведут себя как ни в чём не бывало. Здесь одновременно клянутся в любви двум женщинам; не умея охотиться, обожают охоту; в расцвете лет помышляют о самоубийст­ ве и легко переходят от отчаяния к спокойствию («Утиная охота»). Это ху­ дожественная реальность, где здравомыслящие люди из кожи вон лезут, лишь бы приняли их за сумасшедших, но за сумасшедших принимают не 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz