Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
ны. Современность потребовала от художника подробного беспощадно правдивого анализа, в котором он пошёл по пути, проложенному в литера туре классиками русского критического реализма. Трагикомическое мироощущение Вампилова отмечено парадоксаль ностью художественного мышления писателя, который искусно соединяет в одной пьесе, в одном характере, в одном эпизоде, в одной реплике смеш ное и печальное. Парадокс - излюбленный Вампиловым способ эстетиче ской и нравственной оценки человека и действительности. Материал для парадоксов писателю щедро давала изображаемая им «провинция». В ней - далёкой от идеального положения вещей - нормой поведения и сознания зачастую становятся ненормальные с точки зрения здравого смысла и вы сокой культуры поступки, суждения, страхи, формы проявления чувств, эстетические вкусы. В «провинции» порой самым нелепым образом переплетено истин ное и фальшивое, живое и мёртвое, красивое и убогое, больное и здоровое. Люди здесь часто теряют способность видеть и понимать жизнь такой, как она есть, так как у них не развита способность к критическому восприятию себя и окружающих. Они на всё смотрят со своих, порой крайне вульгар ных представлений, в которых жизнь искажается, как в кривом зеркале. Действие вампиловских произведений на читателей и зрителей также можно сравнить с действием, какое производит на людей кривое зеркало: сначала они смеются над забавной гримасой, потом ужасаются безобраз ному уродству. «Провинция» деформирует всё настоящее, живое, идеаль ное, и потому парадокс - самый точный инструмент для постижения «про винциальной» духовной сути. Вот почему пьесы Вампилова - мир алогизмов, кажущихся и дейст вительных недоразумений, нелепостьей, которые одновременно смешат и тревожат. В них чужих детей принимают за родных, а от родных отказы ваются. В них ложь бывает спасительной, а правда иногда морально уби вает («Старший сын»). В мире Вампилова живым людям приносят на дом траурные венки, за праздничным столом устраивают обличительные скан далы. Здесь друзья походя предают друг друга, а потом ведут себя как ни в чём не бывало. Здесь одновременно клянутся в любви двум женщинам; не умея охотиться, обожают охоту; в расцвете лет помышляют о самоубийст ве и легко переходят от отчаяния к спокойствию («Утиная охота»). Это ху дожественная реальность, где здравомыслящие люди из кожи вон лезут, лишь бы приняли их за сумасшедших, но за сумасшедших принимают не 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz