Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
Ведь Зилов - это образ, написанный не на конкретную тему, не воплоще ние какой-то одной доминирующей черты, а характер, списанный с живой, ещё в полной мере не осмысленной действительности. Это загадка, кото рая до сих пор не классифицирована нравственно. И потому чем подробнее в мелочах она будет рассмотрена художником, тем больше возможностей при зрелом размышлении понять её суть и причины. Многоракурсность изображения, позволяющая видеть в одних и тех же явлениях и характерах как смешное, так и грустное, как спасительное для человека, так и губящее его, является причиной разнотолкований дра матургии Вампилова читателями и критикой. Непредвзятость в изображении жизни, следование не догмам, а голо су рассудка в осмыслении наблюдаемого вокруг себя; постижение правды современности, а не подгонка живых фактов под теоретическую общепри нятую мораль, стремление к постижению сути, а не поверхности - эти за коны, ставшие для Вампилова своеобразной творческой программой, унаследованы им от литературы русского критического реализма. Сказан ное нами выше о противоречии «должного» и «сущего» в пьесах Вампило ва, о многоракурсности изображения позволяет усматривать связь между Вампиловым и русскими реалистами XIX века, особенно Чеховым. Имен но Чехов в своё время художественно верно отразил те явления общест венной жизни, которые лишь смутно обозначались в России, не став ещё распространённой нормой поведения и сознания в драматургии. Он тща тельным образом исследовал состояние духа русской интеллигенции. При этом он избегал прямой оценки действительности, всегда заботился об объективности изображаемого им, всецело полагаясь на опыт читателя, доверяя его уму и сердцу. Вампилов, следующий мужественной традиции русской литературы, на материале советской действительности 60-х годов создаёт произведения «без положительного героя», отражая в них те явления, которые, уже имея место в практике повседневности, не получили ещё зрелого осмысления в искусстве и социологии. Он одним из первых в нашей литературе реали стически убедительно показал то, что лишь зародилось в обществе, отра зил новые тенденции в социально-психологическом развитии современно го человека. Вампилов рассказал о новом духовном опыте людей, который возник в среде «провинции», где от смеха до беды всего один шаг. Сама жизнь дала писателю материал для мучительных раздумий, когда он ре шился посмотреть на неё не с парадной, а с тёмной и болезненной сторо 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz