Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
ков, Вера), её своеобразный, недосягаемый даже для самого Зилова «иде ал» (официант Дима). Вампилов дал нам как бы «рентгеновский» снимок данного явления, на котором отчётливо видны характерные черты людей типа Зилова: их вкусы, манеры, нравственные представления, обществен ное и бытовое поведение, уровень культуры и сознания. Пьеса убеждает читателя и зрителя в жизненности «зиловщины», в типичности её социально-психологических проявлений. Однако причины возникновения в советском обществе такого феномена Вампилов не объ ясняет, не указывает он и на пути борьбы с ним. Драматург предлагает публике критически осмыслить увиденное и не настаивает при этом ни на одном из традиционных критериев нравственных и эстетических оценок. Зилов и «зиловщина» в показе Вампилова в равной степени комедийны (общественно неприемлемы, граждански осуждаемы, человечески осмея ны) и трагичны (обречены на духовную гибель, грозящую бедой и общест ву, и человеку). Оценить происходящее в «Утиной охоте» как-либо одно значно и сразу нельзя: оно требует раздумий. Каждая отдельная сцена в ней - многоракурсна, т.е. заключает в себе не один смысл, не одну тему, не один вариант истолкования, а несколько. Возьмём для примера эпизод, когда Зилов собирается на похороны отца. Герой ведёт себя весьма неоднолинейно: он то ссорится с женой, то просит у неё прощения, то скорбит об отце, то откладывает поездку на по хороны на завтра, то объясняется в любви Ирине, то издевается над ней. В его словах, чувствах, поступках перемешаны правда и ложь, боль и при творство, любовь и отвращение. В этой сцене Зилов одновременно и рас каявшийся в непростительной забывчивости сын, и ревнивый муж, и со блазнитель, и жестокий эгоист, и усталый циник, и обманщик, и утеши тель. Его можно в чём-то понять (в раздражительности, например), можно осудить (за легкомыслие), можно посмеяться над ним (попал в нелепое по ложение: жена застала его с любовницей, а любовница узнала о существо вании жены), можно поверить искренности его увлечения юной Ириной. На Зилова в данном эпизоде можно посмотреть и глазами его измученной изменами жены, и глазами влюблённой в него и всё ему прощающей де вушки, и глазами ко всему привыкшего и ничему не удивляющегося Ди мы. И всякий раз Зилов будет чуть-чуть иным, и это «чуть-чуть» сущест венно, оно может сместить все акценты нашего восприятия. Образ Зилова будет полон лишь при учёте всех ракурсов изображения, всех мнений о ге рое, всех нюансов его настроений, всех оттенков произносимых им слов. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz