Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ков, Вера), её своеобразный, недосягаемый даже для самого Зилова «иде­ ал» (официант Дима). Вампилов дал нам как бы «рентгеновский» снимок данного явления, на котором отчётливо видны характерные черты людей типа Зилова: их вкусы, манеры, нравственные представления, обществен­ ное и бытовое поведение, уровень культуры и сознания. Пьеса убеждает читателя и зрителя в жизненности «зиловщины», в типичности её социально-психологических проявлений. Однако причины возникновения в советском обществе такого феномена Вампилов не объ­ ясняет, не указывает он и на пути борьбы с ним. Драматург предлагает публике критически осмыслить увиденное и не настаивает при этом ни на одном из традиционных критериев нравственных и эстетических оценок. Зилов и «зиловщина» в показе Вампилова в равной степени комедийны (общественно неприемлемы, граждански осуждаемы, человечески осмея­ ны) и трагичны (обречены на духовную гибель, грозящую бедой и общест­ ву, и человеку). Оценить происходящее в «Утиной охоте» как-либо одно­ значно и сразу нельзя: оно требует раздумий. Каждая отдельная сцена в ней - многоракурсна, т.е. заключает в себе не один смысл, не одну тему, не один вариант истолкования, а несколько. Возьмём для примера эпизод, когда Зилов собирается на похороны отца. Герой ведёт себя весьма неоднолинейно: он то ссорится с женой, то просит у неё прощения, то скорбит об отце, то откладывает поездку на по­ хороны на завтра, то объясняется в любви Ирине, то издевается над ней. В его словах, чувствах, поступках перемешаны правда и ложь, боль и при­ творство, любовь и отвращение. В этой сцене Зилов одновременно и рас­ каявшийся в непростительной забывчивости сын, и ревнивый муж, и со­ блазнитель, и жестокий эгоист, и усталый циник, и обманщик, и утеши­ тель. Его можно в чём-то понять (в раздражительности, например), можно осудить (за легкомыслие), можно посмеяться над ним (попал в нелепое по­ ложение: жена застала его с любовницей, а любовница узнала о существо­ вании жены), можно поверить искренности его увлечения юной Ириной. На Зилова в данном эпизоде можно посмотреть и глазами его измученной изменами жены, и глазами влюблённой в него и всё ему прощающей де­ вушки, и глазами ко всему привыкшего и ничему не удивляющегося Ди­ мы. И всякий раз Зилов будет чуть-чуть иным, и это «чуть-чуть» сущест­ венно, оно может сместить все акценты нашего восприятия. Образ Зилова будет полон лишь при учёте всех ракурсов изображения, всех мнений о ге­ рое, всех нюансов его настроений, всех оттенков произносимых им слов. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz