Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

ные фильмы В. Мельникова («Старший сын», «Отпуск в сентябре»), фильм «Валентина». В конце 70-х - начале 80-х гг. известность имени Александра Вам­ пилова достигла своего пика. Но в критике того времени тем не менее ца­ рило «восторженное непонимание» этого творческого феномена. Научных трудов, серьезно анализирующих его пьесы, вписывающих автора в кон­ текст современной и классической литературы, не было. Открывались за­ манчивые горизонты. И я решилась «заняться» именно его пьесами. Пред­ почла Вампилова и Пристли, и Уайльду... И никогда, ни одной секунды не пожалела об этом. Боюсь перейти на тон лирический. Занятия в ленинградской аспи­ рантуре на кафедре советской литературы ЛГПИ им. А.И. Герцена - мои лучшие годы. Руководить диссертационной работой взялся профессор, из­ вестный шолоховед А.И. Хватов. Он был наслышан об Александре Вампи- лове как о друге Валентина Распутина. Надеялся, что диссертация моя вбе­ рет в себя эстетический контекст «деревенщиков». Однако этого сопостав­ ления в работе не случилось. Вампилов оказался концептуально иным, са­ мобытным в художественном и идейном отношении. В нем была именно та творческая индивидуальность, разгадывать которую было и трудно, и интересно. Целью работы стало выявление черт «театра Вампилова». Хотелось доказать органическое единство всех его сюжетов, их единую трагикоми­ ческую природу. Вампилов прекрасно слышал свое время, улавливая в нем как сиюминутное, так и вечное. По мере изучения его пьес мне стало ясно, какими крепкими нитями связан он с русским классическим наследием. Это открытие потребовало тщательной проработки основных тем русской литературы XIX в. Пушкин. Гоголь. Достоевский. Чехов. Замаячили параллели его героев с вечными типажами классики - «маленький человек», «лишний человек». Конечно, в 80-е годы, только начиная свой путь в науке, я была еще слишком робка в оценках. Моя диссертация - по сути только «пробное со­ чинение» на «вампиловскую тему» в драматургии. Сегодня я многое вижу и глубже, и четче. Формулирую строже и точнее. Но при этом я решила опубликовать исследование именно тех лет. Не меняя акцентов в открыв­ шемся именно тогда мне содержании вампиловских пьес. Надеюсь, работа отражает время и потому имеет в известной степени историко-литератур­ ное значение. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz