Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

составить «Старший сын», где созданы образы, в достаточной степени близкие по духу Вампилову), ниже требований, предъявляемых писателем к действительности. Такое противоречие между жизнью и идеалом у Вам­ пилова носит трагикомический характер. «Сущее» комически ничтожно, духовно неполноценно, нравственно уродливо. «Должное» же в таких ре­ альных условиях «провинции» часто трагически недосягаемо: оно искаже­ но, извращено в жизненной практике некоторых людей. По идеалу, как по недостижимому, тоскуют те, кто духовно богат; его преследуют «дикари»; от него с болью и горечью отказываются прошедшие через первые испы­ тания «провинцией» молодые неопытные романтики. Смысл отклонения «сущего» от «должного» (его, если можно так сказать, идейное значение) всегда ясен для принципиального, обладающе­ го известным уровнем культуры и образования читателя и зрителя. Заме­ тим, что произведения Вампилова имеют как бы несколько уровней своего постижения, и каждый читатель оценивает их, согласно своему нравствен­ ному, духовному, социальному опыту. Вампиловские пьесы могут быть восприняты и на уровне конкретно сказанного в них, и на уровне высокого осмысления того, что подразумевается за изображённым. В последнем случае читатель и зритель создают идеал по методу от противного. И чем ниже и ничтожнее показанная Вампиловым «провинция», тем выше и че­ ловечнее гуманистическая позиция автора, тем сильнее нравственное воз­ действие театра Вампилова на современников. Трагикомизм в творчестве Вампилова находит своё выражение и в том, что в большинстве произведений драматургом задано одновременно (а не поочерёдно, как в традиционной социально-бытовой драме 60-х го­ дов) несколько нравственно-эстетических ракурсов изображения действи­ тельности. Эстетическая многоракурсность характерна для всей драматур­ гии Вампилова, но особенно наглядно она может быть рассмотрена на примере «Утиной охоты». В этой пьесе драматург подвергает художест­ венному исследованию конкретный слой общественной и бытовой жизни (средний уровень быта периферийного города), давая при этом всесторон­ нее и многоглубинное изображение такого социально-психологического феномена современности, как «зиловщина». Анализ «Утиной охоты», предпринятый нами ранее, показал, что это явление сконцентрировано в образе главного героя пьесы Виктора Зилова и «рассыпано» во всех других персонажах. Вампилов показал жертвы «зиловщины» (Ирина, Галина), её покровителей (Кушак), её поклонников и последователей (Саяпин, Куза- 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz