Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
составить «Старший сын», где созданы образы, в достаточной степени близкие по духу Вампилову), ниже требований, предъявляемых писателем к действительности. Такое противоречие между жизнью и идеалом у Вам пилова носит трагикомический характер. «Сущее» комически ничтожно, духовно неполноценно, нравственно уродливо. «Должное» же в таких ре альных условиях «провинции» часто трагически недосягаемо: оно искаже но, извращено в жизненной практике некоторых людей. По идеалу, как по недостижимому, тоскуют те, кто духовно богат; его преследуют «дикари»; от него с болью и горечью отказываются прошедшие через первые испы тания «провинцией» молодые неопытные романтики. Смысл отклонения «сущего» от «должного» (его, если можно так сказать, идейное значение) всегда ясен для принципиального, обладающе го известным уровнем культуры и образования читателя и зрителя. Заме тим, что произведения Вампилова имеют как бы несколько уровней своего постижения, и каждый читатель оценивает их, согласно своему нравствен ному, духовному, социальному опыту. Вампиловские пьесы могут быть восприняты и на уровне конкретно сказанного в них, и на уровне высокого осмысления того, что подразумевается за изображённым. В последнем случае читатель и зритель создают идеал по методу от противного. И чем ниже и ничтожнее показанная Вампиловым «провинция», тем выше и че ловечнее гуманистическая позиция автора, тем сильнее нравственное воз действие театра Вампилова на современников. Трагикомизм в творчестве Вампилова находит своё выражение и в том, что в большинстве произведений драматургом задано одновременно (а не поочерёдно, как в традиционной социально-бытовой драме 60-х го дов) несколько нравственно-эстетических ракурсов изображения действи тельности. Эстетическая многоракурсность характерна для всей драматур гии Вампилова, но особенно наглядно она может быть рассмотрена на примере «Утиной охоты». В этой пьесе драматург подвергает художест венному исследованию конкретный слой общественной и бытовой жизни (средний уровень быта периферийного города), давая при этом всесторон нее и многоглубинное изображение такого социально-психологического феномена современности, как «зиловщина». Анализ «Утиной охоты», предпринятый нами ранее, показал, что это явление сконцентрировано в образе главного героя пьесы Виктора Зилова и «рассыпано» во всех других персонажах. Вампилов показал жертвы «зиловщины» (Ирина, Галина), её покровителей (Кушак), её поклонников и последователей (Саяпин, Куза- 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz