Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

нимы. Источники их жизнестойкости - в недрах общественного и индиви­ дуальных сознаний, которые имеют тенденции к отставанию от общест­ венного бытия. И до Вампилова наша драматургия отражала нравственные противо­ речия. Мы уже не раз говорили о том, что в поле зрения Розова, Арбузова, Алёшина, Штейна и других представителей социально-бытового направ­ ления в драматургии было противоречие индивидуально-безнравственного и общественно-нравственного. Общество с его прогрессивной коммуни­ стической ориентацией и отдельные люди, отступившие в своём поведе­ нии от норм коммунистической морали, - такого противостояние, рож­ дающее острые нравственные коллизии в пьесах 60-х годов. Иную картину наблюдаем мы у Вампилова. Суть расхождений его с традиционной социально-бытовой драмой в том, что он, преследуя ту же творческую задачу, что и его современники - через показ подробного быта к глубоким социальным обобщениям, - исследует действительность не только на соответствии требованиям, выдвинутым конкретно-истори- ческой обстановкой 60-х годов, но и на не соответствии вечным общечело­ веческим моральным требованиям. Вампилову, как никому другому в со­ временной советской драматургии, удалось соединить в рамках одного произведения «быт» и «бытие». В силу этого его авторский идеал оказался чрезвычайно высоким и в социальном, и в этическом, и в философском от­ ношении. Драматург проверил жизнь старыми испытанными истинами до­ бра и зла, которые «никогда не перестанут волновать человечество: жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг» [94, с. 589]. Он сопоставил «должное» и «сущее», желаемое и реализованное, идеал и явь. И оказалось, что есть явления - привычные, повсеместные, укоренив­ шиеся, ставшие бытовой нормой поведения и сознания, - которые не толь­ ко в какой-то степени не достигают идеала, но и смертельно опасны для общества, так как по сути своей антиидеальны, антигуманны и антиобще­ ственны. Вампилов, в отличие от своих современников, изобразил такую сре­ ду, где идеальное в полном смысле этого понятия и в традиционных для литературы 60-х годов формах своего выражения не присутствует совсем. Оно не декларируется непосредственно ни в сюжете, ни в образах, ни в ав­ торском комментарии, так как часто остаётся для героев лишь желанным, но, увы, недостижимым образцом. Изображённая в пьесах Вампилова жизнь, т.е. «сущее», как правило (исключение в какой-то степени может 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz