Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
нами ранее, молодой герой Вампилова - полная противоположность ро- зовским «мальчикам-бунтарям». Комедия «Старший сын» исполнена почти арбузовской теплоты, сердечности, мягкого юмора, но при этом она сюжетно как бы пародирует излюбленные Арбузовым мелодраматические коллизии. Напрашивается сравнение вампиловской пьесы с пьесой Арбузова «Потерянный сын»,в которой создана мелодраматическая ситуация встречи человека с родным, но воспитанным в чужой семье сыном. Вампилов в «Старшем сыне» пред лагает ситуацию, когда мнимого брата принимают в чужом доме за родно го. Драматург искусно переплетает в сюжете пьесы правду и ложь, истин ные чувства и фальшь. Этой комедии присущ некоторый мелодраматизм (Сарафанов принимает Бусыгина за своего старшего сына и относится к нему соответствующим образом, т.е. в полную меру тёплых «родительских чувств», и Бусыгин, в конечном счёте, начинает платить «отцу» искренним расположением и привязанностью), но мелодраматизм этот имеет более сложный в психологическом отношении характер. В силе этого идейно эстетическое содержание пьесы глубже, чем у Арбузова, а эмоциональный тон её много печальнее «Потерянного сына». Уже в первых своих пьесах Вампилов преодолевает прекрасноду шие, восторженность и лирическую «размягчённость» современной ему драматургии. Он безошибочно выходит к своей теме в искусстве - теме трагической опасности смехотворного человеческого ничтожества, звуча ние которой усиливается от пьесы к пьесе: «Провинциальные анекдоты» поражают почти гоголевской беспощадностью смеха. «Утиная охота» - опыт трагикомедии, не имеющей параллелей в советской драматургии. «Прошлым летом в Чулимске» - драма, написанная в традициях чеховской школы, где трагикомический элемент был, как известно, чрезвычайно силён. Учитывая обозначенную выше диалектику, мы, тем не менее, попы тается выделить то общее, что, присутствуя во всех пьесах, сообщает твор честву Вампилова трагикомическую направленность. Прежде всего, необходимо выяснить: какие противоречия общест венной и частной жизни исследует драматург, в каких из них он усматри вает трагикомизм? Вампилов, как и его литературные современники, вни мателен к нравственной сфере жизни людей, в которой даже в условиях развитого социализма имеют место доходящие до прямого антагонизма противоречия и конфликты. Явления, мешающие дальнейшему продвиже нию общества по пути коммунистического строительства, трудноискоре- 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz