Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

нами ранее, молодой герой Вампилова - полная противоположность ро- зовским «мальчикам-бунтарям». Комедия «Старший сын» исполнена почти арбузовской теплоты, сердечности, мягкого юмора, но при этом она сюжетно как бы пародирует излюбленные Арбузовым мелодраматические коллизии. Напрашивается сравнение вампиловской пьесы с пьесой Арбузова «Потерянный сын»,в которой создана мелодраматическая ситуация встречи человека с родным, но воспитанным в чужой семье сыном. Вампилов в «Старшем сыне» пред­ лагает ситуацию, когда мнимого брата принимают в чужом доме за родно­ го. Драматург искусно переплетает в сюжете пьесы правду и ложь, истин­ ные чувства и фальшь. Этой комедии присущ некоторый мелодраматизм (Сарафанов принимает Бусыгина за своего старшего сына и относится к нему соответствующим образом, т.е. в полную меру тёплых «родительских чувств», и Бусыгин, в конечном счёте, начинает платить «отцу» искренним расположением и привязанностью), но мелодраматизм этот имеет более сложный в психологическом отношении характер. В силе этого идейно­ эстетическое содержание пьесы глубже, чем у Арбузова, а эмоциональный тон её много печальнее «Потерянного сына». Уже в первых своих пьесах Вампилов преодолевает прекрасноду­ шие, восторженность и лирическую «размягчённость» современной ему драматургии. Он безошибочно выходит к своей теме в искусстве - теме трагической опасности смехотворного человеческого ничтожества, звуча­ ние которой усиливается от пьесы к пьесе: «Провинциальные анекдоты» поражают почти гоголевской беспощадностью смеха. «Утиная охота» - опыт трагикомедии, не имеющей параллелей в советской драматургии. «Прошлым летом в Чулимске» - драма, написанная в традициях чеховской школы, где трагикомический элемент был, как известно, чрезвычайно силён. Учитывая обозначенную выше диалектику, мы, тем не менее, попы­ тается выделить то общее, что, присутствуя во всех пьесах, сообщает твор­ честву Вампилова трагикомическую направленность. Прежде всего, необходимо выяснить: какие противоречия общест­ венной и частной жизни исследует драматург, в каких из них он усматри­ вает трагикомизм? Вампилов, как и его литературные современники, вни­ мателен к нравственной сфере жизни людей, в которой даже в условиях развитого социализма имеют место доходящие до прямого антагонизма противоречия и конфликты. Явления, мешающие дальнейшему продвиже­ нию общества по пути коммунистического строительства, трудноискоре- 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz