Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

кренняя вера в розыгрыш («Старший сын», «Утиная охота»), Вампилов владеет комизмом как положений, так и характеров: своеобразного, всегда не лишённого комических черт героя он искусно вводит в нелепейшие си­ туации. Смешно, например, когда арестованный милицией студент, нару­ шив условия ареста, проникает через окно в квартиру ректора университе­ та, который к тому же является строгим отцом возлюбленной студента («Прощание в июне»). Смешно, когда человек страстно влюбляется в ту, которая считает его своим братом, он не имеет права разубедить её в этом нелепом заблуждении («Старший сын»). Смешно, когда робкий молодой учитель, опасаясь за свою репутацию, не решается выйти из дома одино­ кой женщины («Дом окнами в поле»). Вампилов умеет довести своих геро­ ев до такой степени в проявлении чувств, которая делает даже самых ува­ жаемых из них смешными. Нельзя, например, удержаться от улыбки, когда не на шутку влюблённый в особу гораздо старше себя, взбешённый ревно­ стью к более удачливому сопернику мальчишка поджигает дом своей воз­ любленной, в результате чего соперник лишается брюк: они основательно подпалились («Старший сын»). Нельзя всерьёз принять горячую готовность пожилого отца семейства проклясть детей и, захватив с собой лишь клар­ нет и ноты, уехать в город своей первой настоящей любви («Старший сын»). Веселит читателя и зрителя «дуэль» между горе-приятелями, плачевно за­ кончившаяся для ни в чём не повинной сороки («Прощание в июне»). Ко­ мичны истерики из-за ревности изолгавшегося мужа («Утиная охота») и т.д. Умение видеть в жизни смешное —это неотъемлемое достоинство вампиловского таланта, личности художника: «в улыбке разных оттенков и был его особый, вампиловский стиль» [82, с. 186]. Но комическое у Вампилова, как у каждого талантливого комедио­ графа, сложно по своей идейно-эстетической сути. Смех Вампилова всегда интеллектуален, т.е. оценочен и многозначен. Он возникает как результат понимания писателем контрастов и диссонансов действительности и пото­ му имеет обобщающий в социальном и философском отношении смысл. Уже в первых комедиях Вампилова мы наблюдаем достаточно слож­ ное для этого жанра переплетение смешного и печального, что создаёт особый смысловой и эмоциональный эффект. Неслучайно эти пьесы полемичны по отношению к традиционной драматургии психологического социально-бытового направления 60-х го­ дов. Так, «Прощание в июне», внешне напоминая «юношеские» пьесы Ро­ зова, отличается от них своим идейным содержанием: как было доказано 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz