Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.
однообразны и простодушны, где смазаны краски, где не верят в благород ство и талант, а пуще всех людских достоинств уважают чин, должность и “кусок”» [69, с. 11]. Исследование новых, неведомых ещё драматургии 60-х годов сторон жизни и те выводы, которые в результате этого исследования приходили на ум, продиктовали Вампилову необходимость работы в новом для со временной драматургии жанре - трагикомедия. Это вполне естественно, поскольку «введение в орбиту драматического изображения таких сторон жизни, которые раньше не были предметом данного вида искусства, неиз бежно приводит к ломке старых жанровых образований и к разрушению старых жанровых законов» [87, с. 20]. Вампилов обращается к жанру трагикомедии2. Трагикомическое ми роощущение Вампилова складывалось постепенно, что даёт основание го ворить о его становлении. Первые пьесы («Дом окнами в поле», «Проща ние в июне», «Старший сын») ещё не могут называться трагикомедиями в полном смысле этого понятия. Это комедии, в которых, как и в последу ющих произведениях драматурга, замечательно проявился талант Вампи- лова-комедиографа. Драматург свободно владеет всеми оттенками смеха: и добродушным юмором (отношение к Сарафановым, Бусыгину, Третьяко ву), и умной язвительной иронией (отношение к Сильве, Репникову), и жестокой сатирой (отношение к Золотуеву). Комедии Вампилова отличались от бытующих в конце 50-60-х годов комедий, допустим Розова, именно откровенной комедийной весёлостью, в них было много по-настоящему смешного. В построении сюжета произве дений, в обрисовке комических персонажей драматург следует исконно комедийным традициям, берущим своё начало в творчестве Плавта, Моль ера, Шекспира. В пьесах Вампилова часто используются такие известные в комедиографии приёмы развития фабулы, как подслушивание («Старший сын»), подглядывание («Прошлым летом в Чулимске»), выдача одного действующего лица за другое («Прощание в июне», «Старший сын»), на сильное запирание героя на ключ («Дом окнами в поле», «Утиная охота»), хитроумное уклонение героя от преследования («Прощание в июне»), ис 2 Трагикомедия - вид драматического произведения, обладающий признаками как тра гедии, так и комедии... В основе трагикомедии - определённое трагикомическое ми роощущение, которое всегда связано с чувством относительности существующих критериев жизни... Драматург видит и отражает одни и те же явления действитель ности одновременно в комическом и трагическом освещении, причём ни комическое, ни трагическое не умаляют, а чаще усиливают друг друга [65, с. 594-595]. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz