Иванова, Л. Л. Вампилов: творческая индивидуальность / Людмила Иванова ; Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2010. –108 с.

дачах. В одном из фельетонов («Витимский эпизод») он пишет: «...Боль­ шой интерес у меня определился к тому, что принято называть бытовой стороной жизни. А поскольку историю я расскажу неприятную, то заранее хочу оговориться. Рассказывая эту историю, я ни в коем случае не исклю­ чаю тем самым все бывшие здесь приятные истории... Рассказывая об од­ ном из двух, о дурном или хорошем, автор преследует необходимую для пишущего вещь - сосредоточиться. Кроме того, пытаясь сказать обо всём сразу, автор подверг бы себя риску не сказать ничего. И что самое главное, обращая внимание на дурное, автор надеется, что его труд не пропадёт да­ ром и хотя бы в небольшой степени будет способствовать изменениям к лучшему» [147, с. 475-476]. В этом ценном признании писателя выражена творческая ориентация его произведений: рассказать о «дурном», сосредоточиться на ошибках, поведать людям «неприятные истории», заботясь тем самым об их нравст­ венном здоровье. Естественно, что такие писательские задачи сформировались под не­ посредственным влиянием самой жизни, которая требовала внимательного и трезвого критического осмысления. Вампилов открывает в драматургии новый этап художественного освоения современности. Литература конца 60-х - начала 70-х годов начинает подходить к проникновению в более глубинные пласты человеческого сознания, к изучению теневых немагист­ ральных сторон действительности. В круг её внимания попадают и мало­ исследованные советским искусством болезненные процессы и явления. Одним из таких неблагополучных процессов становится процесс ощутимо­ го отставания духовного уровня жизни людей от успешного развития ма­ териально-технической базы, от удач научно-технической революции. В обществе наметилось противоречие между всё возрастающими теоретиче­ скими требованиями к моральному облику человека и практикой повсе­ дневности, в которой нередки случаи крайнего аморализма. В литературу всё настойчивее входит тема неблагополучия быта и нравов (Шукшин, Трифонов, Белов, Распутин). Художники всё серьёзнее вглядываются в лицо современности, всё строже и нелицеприятнее оценивают её. Идя в ногу со своим временем, Вампилов одним из первых в совет­ ской литературе и первым в советской драматургии обратился к теме бы­ товой и духовной «провинции», т.е. коснулся той сферы жизни, до кото­ рой, по меткому замечанию В.Я. Лакшина, «как будто не достают лучи просвещения, где зоологические интересы наглядны, а условия лицемерия 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz